Валех Алескеров: «Цена не является решающим фактором, согласование которого снимает барьеры на пути поставок газа в Европу» | 1news.az | Новости
Интервью

Валех Алескеров: «Цена не является решающим фактором, согласование которого снимает барьеры на пути поставок газа в Европу»

14:47 - 26 / 01 / 2009
Валех Алескеров: «Цена не является решающим фактором, согласование которого снимает барьеры на пути поставок газа в Европу»

Эксклюзивное интервью 1news.az с вице-спикером Милли Меджлиса Азербайджана Валехом Алескеровым

- На днях в СМИ появилась ваше заявление о том, что «если Европа готова заплатить Азербайджану за его газ больше, чем Россия или Китай, проблем с поставками не будет»…

- Позвольте кратко прокомментировать данную информацию. Утверждается, что эти и другие заявления якобы были сделаны мной на состоявшемся 23 января 2009 года заседании Каспийского интеграционного делового клуба. Я не мог заявить: «Если Европа готова заплатить Азербайджану за его газ больше, чем Россия или Китай, проблем с поставками не будет» хотя бы потому, что:

а) ни Россия, ни Китай (где Азербайджан, где Китай?!) не покупают азербайджанский газ и поэтому не платят и не могут платить за азербайджанский газ, и поэтому готовность или неготовность Европы заплатить «больше, чем Россия или Китай» не с чем сравнивать;

б) я не обладаю полномочиями и никто не наделял меня ими – делать заявления от имени Азербайджана (государства!) и тем более от имени Туркменистана.

И поверьте – цена не является единственным и решающим фактором, согласование которого снимает все барьеры на пути поставок газа в Европу или куда-либо еще.

На упомянутом заседании было задано несколько вопросов, которые, если их суммировать, сводились к одному – каковы перспективы развития газового проекта «Набукко» и вообще проектов по поставке азербайджанского, туркменского, Каспийского газа в Европу, какие меры следует предпринять, чтобы эти проекты стали реальностью.

В сокращенном варианте мой ответ был таким. Заинтересованным сторонам и в первую очередь будущим потребителям газа пора переходить от многолетних заявлений, деклараций к конкретным делам. Например, начать формирование коридора для газовых проектов – от точки (точек) производства газа до конечных его потребителей при этом пояснив, что понятие «коридор» не только географическое – пространство на поверхности земли шириной Х метров, длиной L километров, оно значительно более широкое.

Речь идет о формировании привлекательного для производителей, поставщиков газа, инвесторов, пользователей этих проектов единого на всем пути движения потоков газа законодательного режима, включая, понятные, приемлемые, неизменные (или хотя бы неизменяемые в одностороннем порядке) юридические, налоговые, таможенные, иммиграционные, экологические и иные нормы, правила, стандарты, условия, включая и условия транзита через каждую страну и т.д., и т.п.

В качестве примера я привел проект экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, инициатором, вдохновителем которого был Гейдар Алиев. Для реализации и функционирования проекта заинтересованными сторонами был сформирован подобный коридор.

Этот проект и газовый трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум успешно были реализованы под руководством президента Ильхама Алиева и на сегодняшний день они эффективно функционируют.

Конечно, роль Азербайджана в этом процессе чрезвычайно важна как страны, обладающей значительными запасами природного газа. Как транзитной страны, обладающей развитой инфраструктурой, в том числе уже действующим газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум, пропускная способность которого при значительно меньших затратах, чем для строительства нового трубопровода, может быть доведена до 24-25 миллиардов кубических метров в год и даже более.

После этого одним из участников заседания был задан вопрос - что следует предпринять Европе, что они могут предложить Туркменистану, чтобы обеспечить поставки туркменского газа в Европу.

Поскольку я ответил уже и на этот вопрос, я добавил, что для начала надо сделать туркменской стороне хотя бы одно серьезное предложение - предложить цену за газ более высокую, чем сегодня платит Россия (Россия, как известно, сегодня крупнейший покупатель туркменского газа) или готов заплатить Китай (такой проект уже реализуется), остальное – см.выше.

 - Как вы считаете, какое влияние окажет падение цен на нефть на прибыльность работы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан?

- Вряд ли колебания цен на перевозимый, транспортируемый товар могут оказать существенное влияние на прибыльность работы транспортной компании, если это не сопровождается колебаниями в объемах, количестве перевозимого, транспортируемого товара.

В большей степени колебания цен на какие-либо товары влияют на доходы, прибыли производителей этих товаров.

- Как вы считаете, почему цена на нефть не реагирует на принятые ОПЕК решения о снижении нефтедобычи? Глава ОПЕК прогнозирует повышение цен на нефть в третьем квартале 2009 года. Это реально?

- Краткий ответ на первую часть вопроса – потому что уже многие годы фундаментальные законы экономики, в частности закон спроса и предложения на товарных рынках, в частности, на рынке нефти, не работают;

На вторую часть вопроса – все будет зависеть от того, как быстро, какими темпами будут выходить из глобального кризиса (давно уже не только финансового) основные страны – потребители нефти и будут ли приняты какие-либо меры (и насколько серьезными они будут), ограничивающие воздействие финансовых спекуляций на ситуацию на товарных рынках и, прежде всего, на рынке нефти.

- Насколько на фоне «газового конфликта» между Россией и Украиной увеличились шансы реализации проектов «Набукко» и Транскаспийского газопровода, в которых Азербайджану отведена одна из ключевых ролей?

- Я думаю, что шансы каких-либо проектов по доставке каспийского газа в Европу не должны и не могут зависеть от каких-либо газовых или иных конфликтов, поскольку без каспийского газа растущие потребности Европы в энергоресурсах не могут быть обеспечены. Это объективность и шансы указанных проектов не должны зависеть от конъюнктурных факторов.

Без Азербайджана реализация упомянутых энергетических проектов невозможна, поскольку самые близко и быстродоступные ресурсы газа – в Азербайджане, самая развитая трубопроводная инфраструктура между Каспием и Европой - в Азербайджане. Обо всем остальном я уже говорил выше.

- Чего следует ожидать от энергетического саммита в Венгрии? Можно ли ожидать каких-то конкретных шагов европейских стран в вопросе реализации проектов транспортировки каспийского газа в Европу?

-  Если Европе нужен каспийский газ, а он нужен и потребность в нем будет постоянно нарастать, то Европе нужно предпринимать  конкретные меры по формированию безопасного, стабильного, привлекательного для поставщиков газа «коридора», о котором я уже говорил.

Б.Б. , Д.Н.

Поделиться:
5159

Последние новости

Все новости

1news TV