Ариф Юнус: «Кремль за 500 млн. долларов кредита купил остатки политической свободы ереванского руководства»
Эксклюзивное интервью 1news.az с конфликтологом, директором департамента по изучению конфликтов Института мира и демократии Арифом Юнус
- Армянское общество активно говорит сегодня о признаках растущего политического противостояния в руководстве Армении между сторонниками президента Сержа Саркисяна и экс-президента Роберта Кочаряна. Насколько серьезны эти противоречия и в чем их причина?
- Есть определенное недовольство со стороны карабахского клана политикой президента Саркисяна, это и его внешнеполитические шаги, и реакция на события 1 марта в Ереване, когда Саркисян неоднократно публично выражал свое недовольство репрессивными шагами кочаряновского окружения и прямо говорил, что он сам бы повел бы себя по-другому. По большому счету, Саркисян не оправдал надежд Кочаряна, поскольку новый президент сильно изменил внешнюю политику Армении, правда, пока ощутимых результатов нет, но, тем не менее, Саркисян смог нанести серьезный удар по идеологии отношений с соседней Турцией, пойдя против тактики Кочаряна, всегда выступавшего против потепления отношений в этом направлении.
Да и по Карабахскому конфликту Саркисян оказался сторонником больших компромиссов, чем Кочарян, имеющий имидж человека, с которым невозможно договориться. И это является основной причиной противоречий между Саркисяном и Кочаряном, поскольку, если приглядеться, то заметно, что президент Саркисян ведет себя подобно первому президенту, нынешнему лидеру оппозиции Левону Тер-Петросяну. Дело в том, что Кочарян всегда опирается на идеологию дашнаков, и является сторонником жесткой внешнеполитической линии, тогда как Саркисян более гибкий и дипломатичный и по многим параметрам похож на прагматичного политика, умеющего найти общий язык и с внутренней оппозицией, и с внешними противниками.
- На днях произошло убийство назначенного недавно президентом Саркисяном замначальника полиции Армении - человека, активно выступавшего против действий кочаряновского окружения. Может ли это усугубить противостояние в политических кругах Армении?
- Я не думаю, что данный инцидент сильно повлияет на политическую ситуацию в ереванских властных кругах, и если что-то и способно взорвать по-настоящему ситуацию в Армении, то это Карабахский вопрос. Дело в том, что экс-президент Кочарян имеет сильные позиции в Нагорном Карабахе, и не случайно, что президент Саркисян, побывавший недавно там, встретил довольно холодный прием от сепаратистского режима Карабаха, который сильно нервничает, резко критикует политику Еревана и считает, что президент Саркисян намерен продать Карабах.
Сегодня сепаратисты Карабаха, находящиеся под влиянием Кочаряна, в отличие от прежних настроений, считают, что даже возвращение оккупированных азербайджанских районов противоречит «национальным интересам карабахских армян». Хотя в прежние годы, в том числе в период президентства Кочаряна, он не раз заявлял о том, что оккупированные районы, пусть и не все семь, являются предметом торга в переговорном процессе. То есть в обмен на признание независимости Нагорного Карабаха Азербайджану возвращаются некоторые оккупированные районы. Но теперь сепаратисты Карабаха говорят, что без их участия в переговорном процессе ничего не получится, что является серьезным ударом по позициям Саркисяна как внутри страны, так и во внешней политике.
- Выходит, что экс-президент Кочарян, успешно опираясь на сепаратистов Карабаха, готовится вновь стать президентом Армении?
- Конечно, теоретически все возможно, но я не очень верю в такой оборот событий, поскольку в самой Армении общество, особенно после мартовских событий, очень негативно настроено к Кочаряну и карабахцам. Только в случае военных действий на карабахском фронте Кочарян может играть роль крутого парня, способного объединить армян и иметь шанс возглавить Армению. В остальных ситуациях у него нет шансов вернуться к власти.
- Создание Антикризисного фонда ЕврАзЕС и выделение оттуда на кабальных условиях 500-миллионного кредита для спасения Армении, вступление этой страны в рублевую зону может привести к де-факто потере независимости Армении и превращению ее в одну из российских губерний?
- По сути да. Воспринимать Армению как независимую страну со своей политикой будет странновато после этого. Удивительно молчание Евросоюза – ведь Армения, являясь страной, объявившей курс на евроинтеграцию, будучи членом Совета Европы, по логике вещей вместо еврозоны превращается в рублевую зону.
- Может, в обмен на 500-миллионный кредит и согласие на вступление в рублевую зону Армения сможет предложить России какие-то сегменты своей экономики и промышленности?
- Все, что можно, Россия уже взяла, и экономика Армении под контролем российского капитала, который держит в руках все стратегические секторы армянской экономики, энергетики и транзита. Тут действительно стоит вопрос о покупке независимости Армении или ее остатков со стороны Кремля с целью, чтобы ереванское руководство больше не вело себя так, как в период августовских событий в Грузии, когда Армения не пошла на признание независимости Южной Осетии и Абхазии, что вызвало сильнейшее раздражение в Москве. А теперь, таких неприятных сюрпризов Армения не сможет преподнести Кремлю, который купил остатки политической свободы ереванского руководства за 500 млн. долларов кредита.
- Как вы прокомментируете высказывания многих зарубежных аналитиков, что руководство Азербайджана, в первую очередь президент Ильхам Алиев, ставит перед собой целью не просто возвращение оккупированных территорий, но и более стратегические планы, в частности полное политико-экономическое измождение Армении, что нанесет непоправимый удар по агрессивным амбициям этой страны?
- Азербайджан действительно не зациклен в данном случае просто на разрешении Карабахского конфликта методом переговорного процесса или войны, а ведет развернутую гонку вооружений с Арменией и теми, кто поддерживает ее агрессивные намерения. Тактика эта направлена на то, что армянская экономика просто не выдержит гонки вооружений, и тут не помогут ни военная поддержка со стороны России, ни периодические поставки российских вооружений.
- Насколько может изменить геополитическую ситуацию на Южном Кавказе недавнее решение ОДКБ о создании единого военного контингента или так называемых коллективных сил оперативного реагирования, и несет ли это угрозу национальной безопасности Азербайджана?
- Естественно, создание такого военного контингента не может не беспокоить Азербайджан, который не позволит, чтобы подобные шаги отразились на переговорном процессе по Карабахскому конфликту. В принципе больших сумм, расходуемых Азербайджаном на расширение своего военного потенциала, достаточно для обеспечения своей национальной безопасности, но руководству страны следует уделять пристальное внимание и осуществлять жесткий контроль над тем, как и куда расходует эти миллиарды Минобороны. От армянских экспертов я частенько слышу фразу, что Армения радуется и спит спокойно, пока в Азербайджане за счет коррупции значительная часть военного бюджета просто уходит в воздух.
То есть внешняя политика и линия, взятая президентом Ильхамом Алиевым, действительно постепенно делают Армению слабее, а значит, и сговорчивее. Если бы в Азербайджане военные структуры при этом расходовали бюджетные деньги по назначению, то поверьте мне, в Армении заговорили бы совсем по-другому и стали уступчивее на переговорном процессе по Карабахскому конфликту.
- Но ведь есть фактор России, которая может периодически подкидывать официальному Еревану вооружения и финансовые кредиты, тем самым выравнивая баланс сил между Арменией и Азербайджаном…
- Как мы все убедились – ничто не вечно под Луной. И если Россия на фоне роста цен на нефть настолько окрепла, что могла позволить себе начать широкую поддержку своих союзников, в том числе и Армении, то сейчас на фоне кризиса, который еще набирает силу, официальная Москва вынуждена вносить большие коррективы в свои амбиции. Финансовый кризис еще толком и не дошел до России, а уже наметились новые тенденции в российской внешней политике, и я не думаю, что Кремль сможет грубо и активно защищать свои интересы, в том числе и на Южном Кавказе и будет давать приоритет дипломатическим путям. В этих условиях, естественно, что и позиция Армении претерпит большую корректировку.
- Согласно выводам зарубежных специалистов, Азербайджан в ситуации идущего мирового кризиса очень устойчив и успешно справляется с негативными последствиями этого кризиса. На фоне Армении и ее союзника - России, столкнувшихся с более серьезными экономическими проблемами, сможет ли официальный Баку достичь внешнеполитических успехов, в том числе и на Карабахском направлении?
- Я бы сказал коротко – мы должны использовать эту ситуацию, а то, как это будет претворено, я не знаю и надеюсь, что наше руководство максимально правильно оценивает ситуацию и будет принимать нужные решения.
- Что вы думаете об оружейном скандале между Россией и Азербайджаном?
- Я думаю, что все-таки Россия передала в этот период партию вооружений в Армению, как говорится, нет дыма без огня, тем более что мнение и ответы официальной российской стороны лично у меня не вызвали доверия и скорее были похожи на отговорки. Рано или поздно, конкретные факты всплывут, другое дело, что Азербайджан особо не педалирует этот инцидент, видимо, в силу определенных политических расчетов и ожиданий.
Ризван Гусейнов