НАТО, Россия, Иран и европейская безопасность
Именно эти темы были наиболее дискуссионными и обсуждаемыми во время 45-й Мюнхенской конференции по безопасности. На конференцию собрались свыше 300 участников, в том числе 70 официальных делегаций более чем из 50 стран.
Тон обсуждению задали представители Чехии и Польши.
Вице-премьер председательствующей в Евросоюзе Чехии Александр Вондра, затронувший ключевую для Москвы тему – строительство американской системы ПРО в Европе, был достаточно прямолинеен.
«Россию следует пригласить к сотрудничеству по ПРО, но не давать ей права вето. Есть все возможности построить новые отношения доверия с Россией, но они должны представлять собой улицу с двусторонним движением»,- сказал он
При этом Вондра все же выразил уверенность в необходимости развертывания системы ПРО в Европе. «Европейцы и американцы должны быть одинаково защищены, развертывание ПРО позволит защититься от оружия массового поражения», – сказал вице-премьер, на родине которого американцы предполагают разместить радар.
В данном вопросе чеха целиком и полностью поддержал премьер-министр Польши Дональд Туск. «Я думаю, что Польша и дальше будет настаивать на том, чтобы противоракетный щит строился в Польше. Это важный элемент европейской обороны и превентивная мера», – сказал он. По его словам, России необходимо вначале решить имеющиеся проблемы. «Это абстрактно, если кто-то говорит, что нам нужен мир, и только что закончились «приключения» в Грузии. Давайте решать проблемы одну за одной и на этом создавать архитектуру безопасности», – заявил премьер Польши.
По словам же генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, именно сейчас необходим переход «к новой системе безопасности», которая предполагает укрепление отношений между Россией и Западом, а также между Европой и США.
«Здесь есть масса возможностей добиться прогресса. Речь идет о ДОВСЕ, СНВ, о вопросах борьбы с распространением оружия массового поражения, а также о борьбе с пиратством и по сотрудничеству по Афганистану», – отметил Схеффер, подчеркнув, что НАТО может стать хорошей площадкой для этих обсуждений.
Кроме того, уверен генсек альянса, следует «отойти от игры в сферы влияния». По его словам, есть «все возможности построить новые отношения доверия с Россией, но для того чтобы они были устойчивыми, они должны представлять собой улицу с двусторонним движением»,- отметил он.
В то же время Схеффер критически высказался в отношении планов России разместить военные базы в Абхазии и Южной Осетии. «Господин Медведев предложил дискуссию о новой архитектуре безопасности. Как можно продолжать дискуссию, когда Россия создает военные базы на территории Грузии? Это не может быть основой новой архитектуры безопасности», – сказал Схеффер, имея в виду базы в Абхазии и Южной Осетии.
Достаточно «размытым» было выступление верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. К предложениям России по созданию новой системы безопасности в Европе, по его словам, следует отнестись серьезно.
По его мнению, итогом дискуссии с Москвой мог бы стать договор, аналогичный тому, что был заключен в Хельсинки в 1975 году. «Идея «Хельсинки-2» труднореализуема, но можно говорить о «Хельсинки плюс». Что это такое – понять из слов Соланы было очень трудно.
По поводу российских идей высказалась и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. «В наших общих интересах – вовлечь Россию в будущую архитектуру безопасности. Необходимо уделить большое внимание инициативе российского президента Медведева о построении новой архитектуры безопасности. Россия является частью Европы, поэтому отношения с Россией играют очень важную роль», – подчеркнула она.
Но самым, пожалуй, пророссийским стало выступление президента Франции Николя Саркози. «Я не думаю, что нынешняя Россия представляет военную угрозу для НАТО. Я не думаю, что главная угроза военной агрессии для НАТО и ЕС исходит от России», – сказал Саркози на конференции. Не случайно эти слова французского президента были растиражированы всеми российскими СМИ.
При этом, правда, Саркози призвал Россию ужесточить подход к Ирану в связи с ракетно-ядерной угрозой, исходящей от исламской республики. «Иран - одна из больших проблем, нам нужна помощь россиян для эффективных санкций», - заявил он.
Саркози считает, что попытки международного сообщества убедить нынешнее иранское руководство в необходимости отказа от ядерной программы ни к чему не приведут. «Думать, что Иран откажется от своей позиции, - это иллюзия, и время работает против нас», - сказал французский лидер.
Но наиболее заметным событием на Мюнхенской конференции стало, конечно же, выступление вице-президента США Джо Байдена. Предполагалось, что в рамках своей первой поездки в качестве второго лица Америки он должен будет обрисовать контуры нового внешнеполитического курса Вашингтона.
Для начала вице-президент заявил, что Соединенные Штаты готовы начать отношения с Россией с чистого листа. «Пришло время нажать на кнопку Reset (перезагрузка) и вновь обратиться к различным областям, в которых мы можем и должны сотрудничать», – сказал Байден.
В этой связи он отметил, что Россия и НАТО могут и должны сотрудничать в урегулировании ситуации в Афганистане. По словам Байдена, «две страны могут сотрудничать в обеспечении безопасности, обеспечить достаточный контроль ядерных вооружений и материалов, добиться улучшения контроля над вооружениями подобно Договору СНВ, выйти за пределы существующих договоров и усилить сокращение вооружений».
Он также заявил, что «США и Россия могут не соглашаться друг с другом и одновременно сотрудничать там, где интересы совпадают».
Между тем он подтвердил уже многократно заявленную позицию США о том, что Вашингтон не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, Байден отметил, что, по мнению американской администрации, отдельные правительства не должны распространять свое влияние на целые регионы и диктовать свои решения другим государствам.
При этом он заявил, что Вашингтон продолжит формирование ПРО в Европе, хотя и будет уделять большее внимание ее стоимости и эффективности. Кроме того, этот процесс будет, по словам вице-президента, сопровождаться консультациями с НАТО и Россией. «Система ПРО необходима для противодействия нарастающей военной мощи Ирана»,- сказал он.
Что касается самого Ирана, то в ходе своего выступления Байден пообещал ему значительные стимулы в том случае, если эта страна откажется от реализации «незаконной» ядерной программы. Вице-президент сообщил, что США настроены на переговоры с Тегераном, однако готовы подвергнуть исламскую республику давлению и изоляции, если она не откажется от своей ядерной программы. По его словам, Вашингтон будет больше прислушиваться к своим союзникам, но и больше от них требовать.
Таким образом, на сегодняшний день надежды Москвы на то, что программа строительства ПРО в Польше и Чехии будет свернута, не оправдались. Напомним, что накануне вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил, что Россия откажется от размещения комплекса «Искандер» под Калининградом, если США, в свою очередь, откажутся от идеи ПРО. В преддверии саммита европейская пресса и ряд российских политиков возлагали надежды на то, что «размен» состоится.
Итоги конференции показали, что до реального компромисса еще очень далеко.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией
Редакция не несет ответственности за позицию автора