Иран, ислам, революция… | 1news.az | Новости
Точка зрения

Иран, ислам, революция…

18:30 - 10 / 02 / 2009
Иран, ислам, революция…

Завтра, 11 февраля, в Иране будет отмечаться 30-летие со дня одного из самых драматических событий двадцатого века – Исламской революции.

Несомненно, эта дата может стать, а по сути уже является поводом для подведения определенных итогов. Итогов, многие из которых значительно повлияли на ход истории не только обширного и весьма важного региона Юго-Западной Азии, но и всего мира.

Если оставить в стороне диаметральные оценки достижений Исламской Республики за все послереволюционные годы, то даже недруги этой страны признают, что Иран сумел превратиться в настоящий политический брэнд мирового значения. В известной степени может считаться справедливым также мнение, что Исламская Республика Иран является и одним из самых амбициозных «проектов» планеты последних десятилетий.

Если применить классическое высказывание «в Греции все есть» к Ирану, то оно будет иметь дословный смысл.  Иран обладает самой диверсифицированной экономикой региона. Здесь производятся как бельевые прищепки, так и сложнейшее оборудование для космической промышленности, персональные компьютеры, современная видео- и аудиотехника и огромное количество товаров, используемых в быту. Исламская

Республика вполне могла бы стать членом «большой двадцатки». Ее ВВП приближается к триллиону долларов.

Страна обладает и довольно значительной сырьевой базой. Скажем, уран, используемый при создании ядерного реактора, был только местного происхождения. По добыче нефти Иран занимает второе место в ОПЕК, а по запасам газа входит в тройку мировых лидеров.

Вместе с тем нельзя не отметить, что список проблем Ирана не меньше списка его успехов. Административный контроль ограничивает контакты с Западом и доступ к технологиям. В стране наблюдаются высокая безработица (25) и инфляция (15-20 %). Сохраняется огромный внешний долг.

Скандальный политический имидж государства стал еще более выразительным после прихода к власти команды нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада. Но именно Ахмадинежад явился тем человеком, который призвал страну вернуться к истокам Исламской Революции и вспомнить политическое наследие ее отца-основателя Аятоллы Имама Али Сейеда Рухуллы Мусави Хомейни.

Хомейни в Иране повсюду. На страницах учебников, на многочисленных плакатах, на телеэкранах и в названиях важных объектов. Его здесь почитают как святого. Аятолла Хомейни, двадцатую годовщину со дня смерти которого страна отметит в июне этого года, сумел создать симбиоз духовного и светского государства, аналог которому до сих пор нигде не создан. И хотя соседние Пакистан с Афганистаном также являются исламскими республиками, по сравнению с Ираном – это почти что светские государства.

Тень Хомейни и сегодня витает над Ираном. Его соратник и преемник аятолла Сейед Али Хосейни Хаменеи является как высшим духовным лицом в стране, так и ее реальным лидером, который с помощью солидного бюрократического аппарата следит за тем, чтобы дух и буква законов Исламской Республики не нарушались ни при каком раскладе.

Часто полагают, что в Иране нетерпимо относятся к другим религиям, что здесь существуют гонения по национальным признакам. Большую роль в формировании такого мнения сыграло и само иранское руководство с его антисемитскими заявлениями и обещаниями стереть Израиль с лица земли. Однако на самом деле все обстоит несколько иначе.

Во все времена иранское государство складывали множество народов, этнических групп и общностей.

Естественно, что государствообразующую роль очень часто играли персы. Но так было не всегда. Например, в средние века здесь появилось и развилось государство сефевидов, во главе которого стояли тюрки – предки нынешних азербайджанцев. В тот период в Иране официальным языком считались как тюркский, так и персидский, но в последующие годы персидский язык все же стал преобладающим.

И сегодня азербайджанцы составляют значительную часть населения Ирана, наряду с курдами, арабами, белуджами и прочими. Однако в самом Иране все они считаются частью иранской нации. Сам духовный лидер Ирана является выходцем из семьи азербайджанцев, а президент страны - фарс. Другие позиции в руководящем составе занимают курды, гилянцы, мазендеранцы и прочие.

Иран – многоконфессиональное государство. Наряду с мусульманами шиитского толка, действуют христианские, армянские церкви. Есть даже еврейские синагоги! Идеология Исламской революции не исключает существование религий, признающих единобожие.

Среди достижений Исламской Революции здесь называют изменение роли женщин в иранском обществе. Действительно, если сравнивать с периодом шахского правления, сегодня женщины больше допущены к процессу управления государством и играют более заметную роль в политике. Достаточно сказать, что примерно 70% студентов в Иране — девушки. Однако в парламенте их в разы меньше, чем сильной половины.

Вообще, говоря о политической системе, следует отметить, что больше всего власти Ирана гордятся своим строем, а если говорить еще точнее, своей особенной иранской демократией. Многие люди, понимающие под этим словом традиционные модели, действующие в развитых странах, мягко говоря, не воспринимают политическую систему в Иране в качестве демократической. Но если оценить действие механизмов избирательной системы в Исламской Республике, и сравнить накал политических страстей в во время избирательных компаний с аналогичными процессами в некоторых соседних странах, то окажется, что власти этой страны не так уж и не правы, считая иранскую политическую систему вполне демократической. Пусть и со своей спецификой.

Кстати, летом текущего года в  Иране состоятся президентские выборы. Исход этих выборов до конца не ясен. У Ахмадинежада есть два сильных политических соперника. Лариджани и возглавляемые им неоконсерваторы и либералы, которые пока не имеют единого кандидата. Примечательно, что сын самого имама Хомейни 40-летний Али Ешраги также принадлежит к стану реформаторов и не исключено, что именно он будет в числе основных претендентов от реформаторов на президентский пост.

Впрочем, Ахмадинежад так просто сдаваться не собирается и будет использовать любую возможность для пиара своей политики. Юбилеи исламской революции и смерти Хомейни являются прекрасной возможностью для этого.

Буквально недавно, отмечая успехи Ирана в реализации космической программы, он уже назвал свою страну «мировой державой». И надо отдать должное, достижения Ирана в осуществлении космической и ядерной программ можно без преувеличения назвать революционными, особенно с учетом прессинга, который все эти годы оказывался из вне. Так что, образно выражаясь, революция в Иране еще продолжается. Только теперь это технологическая революция.

Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан)

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора.

Поделиться:
2514

Последние новости

Все новости

1news TV