Захид Мамедов: «Правительство Азербайджана не должно допустить снижения курса маната по отношению к иностранным валютам» | 1news.az | Новости
Интервью

Захид Мамедов: «Правительство Азербайджана не должно допустить снижения курса маната по отношению к иностранным валютам»

10:10 - 11 / 02 / 2009
Захид Мамедов: «Правительство Азербайджана не должно допустить снижения курса маната по отношению к иностранным валютам»

Эксклюзивное интервью 1news.az с доктором экономических наук, профессором Захидом Мамедовым

- С начала текущего года в России произошло резкое повышение курса доллара США по отношению к рублю. Понятно, что наша экономика к российской не привязана, но постепенно начинают сбываться прошлогодние прогнозы многих авторитетных экспертов о том, что «доллар еще может подняться в цене», поэтому «не стоит прощаться с долларами и менять их на другие валюты – евро, фунты стерлингов или японские иены». Так стоит ли нам ожидать девальвации азербайджанского маната, учитывая, что, к примеру,  в январе биржевой курс национальной валюты упал на 0,55% - с 0,8013 до 0,8057 за 1 USD?

- В третьем пункте Закона «О национальном банке Азербайджана» (НБА) оговаривается обеспечение Нацбанком стабильности национальной денежной единицы – маната. НБА в этом отношении несет большую ответственность.

Во-вторых, у нас постоянно говорили и говорят, что глобальный финансовый кризис не окажет негативного влияния на азербайджанскую экономику, что мы находимся в стороне от этого процесса. Правительство Азербайджана не должно допустить снижения курса маната по отношению к иностранным валютам, поскольку стабильный манат - один из показателей грамотной экономической политики правительства.

Азербайджан имеет $20 млрд. валютных резервов. В нашей стране можно контролировать ситуацию на финансовом рынке, поскольку у нас нет таких крупнейших компаний, как в России и других странах мира, чтобы мы не могли уследить за оттоком и притоком капитала. Для проведения мониторинга достаточно взять под контроль Баку, чтобы можно было судить о проводимых финансовых операциях. Поэтому я считаю, что Нацбанк сделает все, чтобы не привести к чрезмерной долларизации экономики, девальвации маната, и чтобы в структуре вкладов в банках Азербайджана долларовые вклады не превышали допустимых пределов, поскольку это является не очень хорошим показателем.

Кстати, многое зависит и от самого населения, это так называемая «психология ожидания», когда люди начинают говорить о негативном сценарии той или иной ситуации и в конечном итоге получают это на практике. Конечно же, в России сложилась иная ситуация, и многие не ожидали такого ослабления курса рубля на фоне того, что рубль планируется превратить в мировую валюту, а Москву - в мировой финансовый центр.   

- На ваш взгляд, каково будущее американской валюты?

- Точных прогнозов по будущему американской валюты не может дать никто. Недавно мы убедились в том, что даже лауреаты Нобелевской премии не могут точно спрогнозировать ту или иную ситуацию. Как сказал один из великих, «никогда не руководствуйтесь советами профессоров экономической теории и предпринимательства».

Но если серьезно, на Западе крупнейшими биржевыми игроками являются крупнейшие банки, корпорации. Поэтому там можно делать те или иные прогнозы, основываясь на курсах их акций, развитии или закрытии филиалов. То же самое и в России, где ситуацию можно спрогнозировать по рыночной капитализации акций таких гигантов, как ОАО «Газпром», «Лукойл», ООО «Российские железные дороги», «ВТБ» и пр. Они ведут самостоятельную инвестиционную политику, получают синдицированные кредиты, торгуют акциями на Нью-Йоркской фондовой бирже, биржах Токио и Лондона. В структуре обязательств этих компаний свыше 40-50% приходится на внешние обязательства.

То, что происходит в США, других странах мира, сразу же можно соразмерять с процессами, происходящими в финансово-кредитной политике экономических гигантов, их инвестиционной политикой. Они не зависимы от правительства. В мире есть такое понятие, как «инфекционный характер кризиса». То есть, то, что сегодня происходит в политике той или иной компании происходит кризис, во многом  зависит от инфекционного характера этого кризиса. Но в Азербайджане нет таких крупных игроков и развитого фондового рынка, который является барометром экономики, нет индекса рынка ценных бумаг. Поэтому судить о том, как сложится та или иная ситуация, чрезвычайно сложно.

- В 2007 году прозвучала информация о том, что Азербайджан готов вести взаиморасчеты с другими странами мира, в частности, продавать нефть и газ за манаты. Как скоро, на ваш взгляд, это произойдет?

- Колоссальное падение курса американского доллара привело к тому, что в ряде стран мира, в том числе в России, приняли решение далее укреплять национальную валюту и одновременно продавать углеводородные ресурсы за рубли. Безусловно, если мировая валюта слабеет, а нацвалюта сильна, просто необходимо переходить на расчеты в нацвалюте, поскольку страна, занимающаяся нефтегазовым экспортом, многое теряет. Но это задача не из легких. Для начала необходимо превратить манат хотя бы в региональную валюту, чтобы Иран, Турция, Грузия, приграничные районы России были согласны учитывать манат в своих международных расчетах. А уже дальше можно говорить о превращении маната в международную резервную валюту.

Существует множество показателей, которые способствуют становлению официальной денежной единицы той или иной страны мира в качестве регионального или международного средства платежа. Например, во многих странах мира на валютном рынке большой вес имеет население, многие индивидуальные инвесторы. У нас такого не происходит, да и вообще ситуация в нашей республике по многим параметрам отличается от ситуации в других странах. Поэтому повторюсь: будущее маната, его курс по отношению к доллару США, другим валютам, превращение его в региональную валюту и далее во многом зависит от правительства, от того, какие оно будет принимать решения.

Алена Салаева

Поделиться:
4635

Последние новости

Все новости

1news TV