Афганистан: тревожная весна 2009-го | 1news.az | Новости
Точка зрения

Афганистан: тревожная весна 2009-го

00:32 - 14 / 02 / 2009
Афганистан: тревожная весна 2009-го

Мировая элита ломает головы над вопросом: когда закончится глобальное экономическое пике и начнется хоть какое-то выравнивание?

Между тем, ответ может быть цинично прост: тогда, когда в Афганистане после зимы вскроются перевалы. В полном соответствии с афганской народной приметой: близится весна – доставай Калашников. Это может произойти уже в конце марта – начале апреля. Именно тогда начинается интенсивное перемещение людей, товаров и грузов между провинциями этой страны, которую дипломаты называют «сердцем Центральной Азии». А эксперты-афганисты – «кладбищем империй». И то, и другое верно.

Накрытые пакулем

За право обладать этой ключевой во всех отношениях территорией, лежащей посреди континента, европейские колонизаторы воевали с афганскими монархами и племенами, начиная с середины XVIII века. Но ни тогда, ни в последующем не добились целей.

Лучше всех о причинах военных неудач иноземных завоевателей сказал лидер афганских таджиков Ахмад Шах Масуд, в свое время успешно противостоявший советской военной машине. «Даже если у нас останется столько земли, сколько накроет пакуль (национальный головной убор - авт.), мы будем за нее биться!» – говорил Масуд. Он был одним из самых внимательных слушателей Вест-Пойнта и военной Академии имени Фрунзе, где изучал теорию партизанской войны. Колоссальный опыт советских партизан времен Великой Отечественной Ахмад Шах блестяще применил во время советско-афганской войны, минируя коммуникации.

Отсутствие в Афганистане нормальных дорог – самое ощутимое препятствие для любой, даже самой современной армии. Фактически очаги цивилизации в этой горно-пустынной стране существуют лишь вдоль немногочисленных трасс, кстати, проложенных «шурави» в недолгие годы советско-афганской дружбы. Ими, равно как и другими объектами инфраструктуры, появившимися здесь в прошлом веке стараниями советских инженеров и строителей, и сегодня пользуются силы антитеррористической коалиции.

Спустя семь с лишним лет с начала американской операции «Несокрушимая свобода» говорить об ее успехах не приходится. Коалиционные силы сконцентрированы главным образом в городах и немногочисленных гарнизонах, разбросанных по всей стране. Зимой единственным способом поддержать гарнизоны в боеспособном состоянии остается доставка воздухом. Как правило, в зимнее время заметных боевых действий в Афганистане не ведется. Но как только вскрываются от снегов горные проходы и перевалы, народная примета вступает в силу. С весной на театры военных действий возвращаются те, кого командование коалиционных сил и официальный Кабул называют мятежниками или партизанами. Хотя с точки зрения подавляющего большинства афганского народа, это защитники и мстители.

Война миров

Подзабытое слово «партизаны» прозвучало в ходе видеомоста Москва – Лондон «Афганистан: вечная арена геополитического противостояния», организованного РИА Новости. Мероприятие проводилось совместно с Международным институтом стратегических исследований (IISS) в преддверии двадцатилетней годовщины вывода советских войск из Афганистана.

Британских экспертов и журналистов очень интересовал советский опыт ведения войны в Афганистане. И большинство вопросов, заданных Лондоном московской студии, были адресованы непосредственному ее участнику, Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту в отставке Руслану Аушеву. Например, был и такой: «Что бы вы, господин генерал, посоветовали сегодня коалиционному командованию?»

«Хотите помочь афганскому народу – пожалуйста. Стройте дороги, школы, больницы, поднимайте экономику, сельское хозяйство, – ответил Аушев. – Боритесь с наркобизнесом, пробуйте обуздать коррупцию. Помогите создать сильную самостоятельную армию. Идите на переговоры с афганской оппозицией. Словом, делайте все то, что делал Советский Союз. Кроме военных действий!»

Следующий вопрос из Туманного Альбиона: а если США и их союзники сконцентрируют в Афганистане еще больше войск?

«Тогда против каждого иноземного солдата встанут десятки, сотни тех, кто сможет держать в руках оружие. Против выступит целый народ. Начнется партизанская война. Не помогут ни превосходство в вооружении, ни господство в воздухе, ни самые передовые стратегии и тактики. Афганская проблема не имеет военного решения. Поймите же это раз и навсегда», – отчеканил Руслан Аушев.

Слушая обе стороны видеомоста – тех, кто в бытность СССР обжегся на Афганистане, и тех в Лондоне, кто как раз сейчас пытается наступить на советские грабли – ловишь себя на мысли, что друг друга они упорно не понимают. Или не слышат? «Мы совершили большую ошибку, войдя в Афганистан», – признается Москва. «Да вы все неправильно делали! Надо так…» – вещает Лондон. И начинает поучать, как надо. Вводить побольше войск. Внедрять побольше демократии. Заменять исконные народные ценности, традиции, уклады западными.

Даже в названии моста «Москва – Лондон» крылось то главное, из-за чего сегодня к Афганистану приковано внимание сверхдержав и других стран: вечная арена. Пережив три волны британского нашествия в XIX веке, советский «интернационализм» в ХХ-ом, афганцы доказали, что воевать с целым народом бессмысленно. Что же сегодня движет умами игроков, усевшихся за «великую шахматную доску» очередного мирового передела? Что забыли они в мусульманском государстве, живущем сегодня не в XXI веке, а в 1430 году Хиджры?

Геополитические интересы Запада в Афганистане очевидны. Страну пытаются превратить в «непотопляемый авианосец», с палубы которого можно проводить любые операции – политические, экономические, военные – в отношении Китая, Ирана, Индии, России и стран Центральной Азии.

«Заявленное новой американской администрацией «усиление присутствия» в Афганистане оправдывает необходимость содержания здесь большого и боеспособного военного контингента,– сказал в интервью РИА Новости заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. – Однако стоит лишь взглянуть на карту региона, как становится ясно, что эта армия может оперировать не только в Афганистане».

По мнению Грозина, «маленькая победоносная война» в Афганистане необходима Западу, чтобы реанимировать коллапсирующую экономику. Один танковый выстрел стоит около 400 долларов. Даже в условиях вялотекущих зимних боев содержание огромной армии требует десятков миллионов долларов в день. Очередной виток вооружений сулит американскому ВПК крупные военные заказы. Вокруг войны кормится огромное количество корпораций, иными словами – значительная часть американской и, шире, западной элиты. На «Несокрушимой свободе» можно заработать немалые деньги.

Наконец, форсируя «демократизацию» Афганистана, Вашингтон и его сателлиты исходят из нежелания потерять лицо. Ведь если НАТО потерпит в этой войне поражение, то в ближайшее десятилетие Североатлантический альянс просто развалится. Это поставит под вопрос возможность Соединенных Штатов претендовать на мировую гегемонию.

Пока же, несмотря на очевидные риски, забыв о собственном печальном вьетнамском и иракском опыте, Запад упорствует в достижении своих геостратегических целей, втягивая в орбиту афганского противостояния все новые и новые страны.

Афганская проблема стала общей

«Если американцы чрезмерным наращиванием своих сил в Афганистане, либо, напротив, своим поспешным бегством оттуда, окончательно дестабилизируют ситуацию, они могут просто сбежать от войны, – говорит Андрей Грозин. – А России и ее спутникам от Афганистана деваться некуда - хотя бы в силу географии. Поэтому Россия заинтересована в стабильном Афганистане, представляющем меньше угроз для нас и наших союзников».

В ожидании весны оживились переговорные процессы американской администрации с государствами, через территории которых можно осуществлять транзит в Афганистан полезных для войны грузов. Уже в конце февраля начнется их отгрузка латвийскими портами. О своем намерении помочь НАТО в транзите заявил Душанбе. Несмотря на громкое заявление президента, Киргизия пока не спешит с выводом из республики авиабазы «Манас», тем самым позволяя снабжать натовских военных в Афганистане.

Согласилась способствовать усилиям антитеррористической коалиции и Российская Федерация.

«В мире слишком много проблем, которые нам нужно решать сообща, угроз, которые являются общими для России, США, Европы и других государств, –заявил в Брюсселе, на встрече с коллегами из ЕС, глава МИД РФ Сергей Лавров. – Одной из таких проблем является ситуация в Афганистане и вокруг него. Как это вновь на днях подтвердил президент Дмитрий Медведев, мы готовы к самому тесному и широкому сотрудничеству по Афганистану».

«Готовность России предоставить свои транспортные коридоры для доставки коммерческих грузов в Афганистан – это демонстрация доброй воли России, – комментирует Андрей Грозин выступление главы внешнеполитического ведомства. – Афганистан нужен России и ее союзникам в качестве стабильной страны. Об этом же свидетельствует, кстати, и последняя инициатива российского лидера созвать в марте крупную международную конференцию ШОС, целиком посвященную проблеме афганского урегулирования».

Феникс из пепла

На известие о предстоящем вводе в Афганистан дополнительного натовского контингента «Талибан» отреагировал серией терактов в Кабуле и других административных центрах страны. И это, вспомним поговорку о весне и калашникове, только начало. По мнению доктора исторических наук, заведующего сектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктора Коргуна, таким образом лидеры движения «Талибан» продемонстрировали новому президенту США, какими способами они намерены противиться «обамизации» мусульманского государства.

И тут еще раз хочется адресовать западных «шахматистов» к советскому опыту. Но не к тому опыту, который повлек за собой гибель тысяч солдат и офицеров, ненависть афганцев к СССР и, в конечном итоге, немало способствовал распаду советской империи. А к рецептам Руслана Аушева, высказанным им Лондону в ходе прямого видеомоста.

Итак, Афганистану нужно: помочь действующей власти сесть за стол переговоров с оппозицией, интенсивная экономическая помощь, собственная действенная и боеспособная армия. Не нужно: любое иностранное военное присутствие, искусственное насаждение чуждых идеологий. Это – аксиома, в основе которой лежат катастрофические неудачи насильственной европеизации многонационального афганского народа. Во все времена и все эпохи Афганистан противился иноземным завоевателям. И восставал как Феникс из пепла.

Кто бывал в Герате, Кабуле, Мазари-Шарифе и видел стаи белых голубей, кружащих над голубыми куполами мечетей, тот разделит боль и тревогу за судьбу этой древней страны.

Дмитрий Евлашков

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора.

Поделиться:
2439

Последние новости

Все новости

1news TV