Сосо Цинцадзе: «Оппозиции придется смириться с тем, что Саакашвили никуда уходить не собирается»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским политологом Сосо Цинцадзе
- Как вы охарактеризовали бы ситуацию, сложившуюся в последние дни в Грузии?
- По моим расчетам и наблюдениям, дело идет к развязке. Видимо, два месяца противостояния, уличные акции все-таки внесли какой-то раздор среди лидеров оппозиции.
- В чем это выражается?
- Уже наметились какие-то принципиальные расхождения позиций не только в тактике борьбы, но и в стратегии. Это классический пример того, что делается все не от хорошей жизни. То, что грузинская оппозиция разделена, об этом я говорю уже давно. Среди лидеров - бывший постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания, по моему мнению, занял самую правильную, конструктивную и эффективную позицию в том плане, что он сначала не исключал возможность переговоров с руководством республики. Он и сейчас принципиально стоит на этой позиции. У меня нет таких вещественных доказательств и фактов, но все-таки, где-то я подозреваю и не исключаю, что в эти дни Аласания, может быть, ведет конфиденциальные встречи с представителями руководства республики. Это нормально. Я считаю, что это правильный ход в политике.
- Грузинская газета «Резонанси» даже написала, что якобы Саакашвили ему предложил пост премьер-министра. Может, это и есть итог тех переговоров, о чем вы тут упомянули?
- Думаю, что сейчас это преждевременно. По моей информации, Аласания сейчас занят созданием своей собственной партии. Потому что альянсы в Грузии не слишком живучи и ему нужна своя партия. Если он создает свою партию, значит, нацеливается на будущие президентские выборы. Если выборы действительно состоятся в конституционный срок, это Аласании очень выгодно. Потому что у него будет время, чтобы создать партию, укрепить ее организационно, донести свое видение до рядового избирателя, объехать всю республику. А для этого требуется время. Следующие президентские выборы по Конституции - в 2013 году. Так что этот срок его должен устраивать, но пока это все догадки. Что касается премьер-министра, я и такую версию не исключаю, но по трезвым технологическим расчетам, думаю, что у Аласании более далеко идущие планы, к которым он движется не спеша. В политике это главное. Не надо бежать впереди паровоза.
Паровоз – это время, а оно у нас движется динамично. Уже создана новая конституционная комиссия, которая очень скоро начнет свою работу. Там очень много нужно сделать и, видимо, сейчас общество и будет наблюдать за работу этой комиссии.
- Как известно, в эту комиссию входите и вы, не так ли?
- Да, вроде бы я вхожу. Деметрашвили (Автандил, председатель комиссии, - авт.) оказал мне такую честь. Не знаю, это заслуженно или нет, т.к. я не юрист.
- Но ведь не только юристы туда входят, а также ученые, представители НПО и т.д. Можете сказать, на чему будет уделено особое внимание в работе комиссии?
- Я пока не в курсе всех дел. Мне известно только мнение Деметрашвили о двухпалатном парламенте. Это действительно серьезное нововведение. Двухпалатный парламент для Грузии - это что-то новое. Как будут называться палаты, об этом надо договориться.
- Ведь и в Конституции от 1995 года тоже говорилось о двухпалатном парламенте, но вопрос до восстановления территориальной целостности был отложен. Она и сейчас не восстановлена и насколько будет оправдано это нововведение?
- Надо все-таки для них квоты выделить. Этим мы сейчас подчеркнем и, так сказать, это будет также нашим посланием всему миру, что Абхазия и Самачабло – т.н.
Южная Осетия – часть Грузии. Поэтому мы оставляем место для них. Они могут прийти в любой момент и занять эти места.
- По мнению экспертов, назначив конституционную комиссию, Саакашвили похоронил мечты оппозиции о парламентской республике. Вы согласны с такой трактовкой?
- Знаете, очень сложный вопрос, что лучше, парламентская республика или президентская? Мы должны учесть, что парламентская республика зиждется на сильных политических партиях. В таком случае, каждая партия должна иметь свой стабильный социальный электорат. В стане оппозиции у нас пока такая партия только у «лейбористов». Остальные партии между собой делят недовольных.
- Оппозиция заявила, что с 9 июня приступает к новому этапу борьбы, но пока план не разглашает. Что может быть у оппозиции в арсенале? Каковы ваши прогнозы?
- По этому поводу французы говорят, что каждое новое - это хорошо забытое старое. Но дело в том, что у нас это новое, еще незабытое. Ну, начинается новая волна, но народ-то может устать от этого? Я же говорю, что дело идет к развязке. По-моему, оппозиции придется смириться с тем, что Саакашвили никуда уходить не собирается и тут может выиграть тот, кто более прагматическую позицию займет. Что подразумевается под термином «прагматизм», это прекрасно знает каждый политик.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии