Андрей Пионтковский: «В течение года на Кавказе возможны две войны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с исполнительным директором Центра стратегических исследований (Россия), научным сотрудником исследовательского центра Hudson Institute (США) Андреем Пионтковским
- В ближайшее время состоится визит президента Израиля Шимона Переса в Баку, это первый официальный визит президента Израиля в Азербайджан. Уже официальный Тегеран высказался негативно о визите. Означает ли это, что геополитическая ситуация в регионе меняется?
- От одного визита геополитическая ситуация измениться не может, но думаю, что это очень разумный шаг азербайджанского руководства, он укладывается в общую концепцию внешней политики Азербайджана. Азербайджану удается вести ровные, уважительные, максимально дружеские отношения со всеми центрами сил.
Визит израильского президента в Азербайджан - событие неординарное, я не знаю, может, это долгосрочно планировалось, но это очень как раз ко времени, обсудить обеим странам складывающуюся ситуацию. Я считаю вполне разумным некоторые изменения геополитической ситуации в связи с глобальной перезагрузкой, которую объявил Обама в своей внешней политике.
И вообще говоря, это знак очень большой солидарности с Израилем в тот момент, когда он находится в самом сложном положении в своей истории. Потому что мы видим по заявлению американской администраци, по результатам переговоров Обамы с Нетаньяху, что руководство США, желая наладить отношения с мусульманским миром, не столько с мусульманским, сколько с арабскими странами, готовы во многом сдать своего союзника на Ближнем Востоке. Заметно возрастание противоречий между Израилем и США.
Это вообще общая тревожная тенденция перезагрузки американской внешней политики, она наблюдается и на постсоветском пространстве.
В чем философия этой перезагрузки? Нам нужна Россия для решения проблем в Иране, в Афганистане, а для этого мы должны пойти на встречу ее интересам. А интересы России – это постсоветское пространство. Прямо об этом не говорится, но это фактически как бы немножечко сдать Грузию, Украину, может это коснуться и Азербайджана.
- Позиция Ирана ясна, а как будут относиться к визиту президента Израиля в Азербайджан Россия и Турция?
- Россия и Турция - различные страны. Турция традиционно считает Азербайджан стратегически близким, географическим и историческим партнером, и это взаимно, и я не думаю, что Турция будет нервно относиться к этому визиту. Хотя в последнее время произошло такое обострение в турецко-израильских отношениях, как случай на форуме в Давосе между турецким премьером и Пересом. Но в целом стратегически Турция явлается в мусульманском мире чуть ли ни единственным за последние десятилетия партнером Израиля, поддерживает с ним отношения, в том числе и в военной сфере.
Что касается России, то она нервно относится к любым контактам бывших партнеров по нашей общей коммунальной квартире с внешним миром.
Но азербайджанскому руководству удается удерживать линию поддержания хороших отношений с Росиией, но в то же время расширения связей с другими центрами сил.
- Во время визита Обамы в Москву одним из обсуждаемых вопросов будет Нагорный Карабах. Что они могут конкретно обсудить?
- Да ничего, пустые разговоры, по моему, если говорить о России, то она заинтересована в поддежании всех тлеющих локальных конфликтов, как средство давления на правительства в Тбилиси, Баку, Ереване, Кишиневе для того, чтобы предотвратить их любое сближение с Западом. Поэтому Москва не заинтересована в решении этих конфликтов. А что касается Обамы, во-первых, его повестка дня внешней политики настолько перегружена, что ему не до Карабаха, во-вторых, в свете своей новой философии налаживания отношений с Россией, американцы молча согласились, что постсоветское пространство - зона влияния России.
После того как произошла аннексия Южной Осетии и Абхазии, стало ясно, что Запад уже не способен и не желает противостоять Кремлю на постсоветском пространстве, желая получить от него какие-то дивиденды, которые, на мой взгляд, он никогда не получит, поэтому эта политика вдвойне грустная и неперспективная.
- То, что США хотят открытия границ между Турцией и Арменией, не показывает ли, что они намерены оторвать Армению от России?
- В какой-то мере да, налаживание Турцией отношений с Арменией - это возможный ключ долгосрочного решения Карабахской проблемы. Турция - член НАТО, партнер Азербайджана. Турция от имени Азербайджана могла бы вести переговоры с Арменией. И мне кажется, что если улучшатся отношения между Турцией и Арменией, это позитивные процессы и для Армении, и для Азербайджана.
- В чью зону влияния будет входить Южный Кавказ в ближайшие несколько лет -США, России или Европы?
- Невозможно предсказывать на будущие несколько лет, когда на несколько месяцев невозможно что-то предсказать. Во-первых, в любой момент может разразиться вторая грузинская война, если какая-то группировка в Кремле захочет отвлечь население от экономического кризиса. И с точки зрения концентрации вооруженых сил там все готово. И если следите за российской прессой, она полна разговоров о начале второй грузинской войны.
Вы следите, что делается рядом с вами - в Дагестане и по всему Кавказу. Потом вы, наверное, обратили внимание, что в Москве начался информационный накат на Кадырова. Есть очень много людей среди российских военных, которые недовольны проектом «Кадыров». Просто отказываюсь что-то предсказывать на Кавказе, ситуация настолько непредсказуемая, но думаю, что будут очень серьезные события в течение этого года. Август для России - всегда драматический месяц.
Два основных варианта на поверхности - это продолжение незаконченной грузинской войны, таковой ее считают очень многие среди российских военных и политиков, и второе - если возобладает в Москве та группировка, которая категорически настроена против Кадырова, это будет означать полномасштабную третью чеченскую войну.
Э.Рустамов