Российский ученый: «Мусави сумел сотворить буквально чудо»
«Мир-Хусейн Мусави – это не какой-то пламенный трибун, это не харизматическая личность. Это не какой-то знаменитый оратор. Это человек дела, это прагматик. Это человек твердого характера, целеустремленный».
Об этом в интервью в передаче «48 минут» на радио «Эхо Москвы» заявил главный научный сотрудник Института мировой экономики Георгий Мирской.
«Наиболее яркая страница в его биографии – это, конечно, период во время 8-летней войны между Ираном и Ираком, когда он был премьер-министром. И он сумел сотворить буквально чудо. Потому что в тот момент после свержения Шаха была разрушена вся государственная система, вся финансовая система, армия, все лежало в развалинах. И в это время Садам Хуссейн нанес удар, напал на Иран, и нужен был человек, который наряду с теми, кто командовал вооруженными силами, смог бы привести страну в порядок. И вот он этот порядок восстановил. Он смог создать военную экономику. Он смог обеспечить армию всем необходимым. Он смог создать новый административный аппарат. Это его большая заслуга», рассказал ученый.
«Но потом получилось так, что после смерти Аятоллы Хомейни, вождя революции, должность премьер-министра вообще была упразднена, и наступила другая эпоха. Я читал много материалов различных, посвященных истории Ирана в 90-е годы и в начале нашего столетия, и там даже почти не найдешь упоминания о Мусави. Там мелькает множество имен – его нет, он отошел. Но вот сейчас он в последнее время выдвинулся, вышел на передний план и стал единственным реальным конкурентом Ахмадинежата благодаря тому, что за него выступили два влиятельнейших человека – это бывший президент Хатами и, как ни парадоксально, тот самый Рафсанджани, с которым отношения у него тогда были неважными, в результате чего он был отодвинут на задний план. Почему так получилось? Дело в том, что первоначально все круги иранского истеблишмента, которые были недовольны Ахмадинежатом, а ведь им недовольны не только те, кто сейчас выступает и устраивает уличные демонстрации, а это в основном молодежь, студенты, средний класс, знаменитый иранский базар, не только они, но и значительная часть верхушки духовенства, которая правит страной», отметил эксперт.
«Кроме того, было известно, что Хаменеи, не согласен с кандидатурой Хатами в качестве одного из кандидатом. Поэтому есть такая версия, что Рафсанджани договорился с Хаменеи о том, что те люди, которые хотят противостоять Ахмадинежату, не будут выставлять кандидатуру Хатами, а будут другого человека выставлять. И вот таким оказался как раз Мусави. Рафсанджани таким образом, несмотря на все прошлые разногласия, решил, что он имеет шанс получить поддержку народу. И сам Хатами отказался на этот раз выступить в роли кандидата и тоже поддержал Мусави. Вот поддержка этих двух могущественных людей – Рафсанджани и Хатами, очень авторитетных и популярных и представляющих собой то крыло и ту фракцию внутри правящей верхушки духовенства, которая недовольна Ахмадинежатом, вот эти люди сделали как раз ставку на Мусави», резюмировал он.
Н.Б.