Григорий Малинцян: «Опиум является самым употребляемым видом наркотиков в Армении» | 1news.az | Новости
Интервью

Григорий Малинцян: «Опиум является самым употребляемым видом наркотиков в Армении»

10:25 - 27 / 06 / 2009
Григорий Малинцян: «Опиум является самым употребляемым видом наркотиков в Армении»

Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем программы по противодействию наркотикам на Южном Кавказе (SCAD) в Армении Григорием Малинцяном

- Вы долгие годы тесно занимаетесь проблематикой, связанной с распространением наркотиков и решением проблем наркопотребляющих лиц. Хотелось бы узнать, какая ситуация в этой связи складывается сегодня в Армении, какие тенденции наблюдаются, каковы официальные и неофициальные данные о потребителях наркотиков?

- Что касается официальных данных, то я, пожалуй, предоставлю вам цифры о количестве наркопотребляющих лиц, которые получили лечение в наркологической клинике, начиная с 2001 по 2008 год. Эта цифра возросла от 7 пациентов в 2001 до 466 человек в 2008 году. Это люди, которые получили амбулаторное лечение и были зарегистрированы в реестрах наркологической клиники.

Но, тем не менее, судя по оценочным цифрам, которые были получены в результате эпидемиологических исследований по выявлению среднего количества людей, живущих с болезнями СПИД, ВИЧ, гепатит В и С, проводимых опять-таки в рамках нашей программы, или, другими словами, по нашим оценкам, расчетное количество тех людей в Армении, которые являются ПИН, то есть потребителями инъекционных наркотиков, составляет от пяти до пяти с половиной тысяч человек. Это данные о тех, кто употребляет наркотики внутривенно.

Кроме того, в нашей стране есть и те, кто когда-либо пробовали наркотики в возрасте от 15 до 65 лет, я имею в виду употребление марихуаны, гашиша ингаляционным путем и так далее. Согласно официальной статистике, в Армении проживает 3 миллиона 200 тысяч человек. Из них порядка 80-90 тысяч человек, как минимум, хотя бы раз в жизни попробовали употреблять наркотики. Эти данные были получены по результатам проведенного нами социального опроса среди населения Армении.

- Граждане каких возрастных категорий, представители каких социальных слоев населения в большей степени употребляют наркотики?

- Опираясь на данные, полученные путем проведения исследований с использованием научных методов, я хочу сказать, что наиболее уязвимой группой лиц, которые попадают в зону риска и являются основными внутривенными потребителями наркотиков, это граждане в возрасте от 25 до 45 лет. В принципе, аналогичная картина наблюдается и в среднем по всему миру. Как правило, эти люди не занимаются постоянной трудовой деятельностью, не имеют высшего образования. У них не очень устойчивое социальное положение. Они хоть и вступали в свое время в брак, впоследствии, в основном, их семьи распадались, и такие лица, употребляющие наркотики внутривенно, живут в очень плохих условиях. И, тем не менее, они выживают, постепенно превращаясь из просто потребителей в наркобарыг, которые приобретают наркотики не только для собственного употребления, но также и в целях сбыта. Они часть этих наркотиков продают для того, чтобы добывать хлеб на собственное существование.

Естественно, есть и элитарные, так сказать, группы потребителей наркотиков - люди из социально благополучных семей, которые злоупотребляют, в основном, кокаиновой группой наркотиков.

- Какие наркотики пользуются большей «популярностью» в Армении? Могу предположить, что вследствие дешевизны это «грязные» или не «чистые» наркотики. Какие тяжелые виды наркотиков используются? Употребляет ли армянская молодежь синтетические наркотики, к примеру, ЛСД?

- В нашем случае основным употребляемым видом наркотиков является опиум, или, как его у нас называют – «черняшка». Этот вид наркотиков небольшими партиями по 10, 20, 50 граммов завозится на территорию Армении, в основном, водителями большегрузных машин из Ирана. Имеются официальные данные о конфискации у таких лиц партий по 100, 150, 200 граммов. Водители, как правило, прячут наркотики в кабине или в кузове грузовика.

Потребителями опиума-«черняшки» являются 52 процента наркоманов Армении. Остальные 40%, в основном, используют марихуану и синтетические наркотики. Но в последнее время в моду вошло так называемое средство – коаксил.

Коаксил обычно свободно продается в аптеках, пока он не занесен ни в какой реестр, ни в какой список контроля. Он приобретает популярность среди наркоманов, так как стоит относительно дешево, и употребляющий коаксил человек не имеет никаких проблем с законом, так как за наркопотребление в Армении могут привлечь только к административным видам наказания. А тем более, если у человека в кармане обнаружат коаксил, то за это ему ничем не грозит. Коаксил свободно продается в аптеках.

Что касается ЛСД, таблеток и всего прочего, то такие виды наркотиков пока особо большого распространения не получили. В основном культура потребления ЛСД приходит в Армению из России и стран Европы. То есть те, кто в свое время эмигрировали из Армении, сегодня возвращаются обратно со своими взрослыми детьми 18-22-летнего возраста, которые, в свою очередь, начинают баловаться в барах и дискотеках, демонстрируя свою крутизну, и угощать своих друзей.

- По официальным данным, в Армении в прошлом году из незаконного оборота было изъято всего 25 килограммов наркотиков. Это свидетельствует о том, что в вашей стране в незаконном обороте находятся относительно малые объемы наркотиков или на недостаточно высоком уровне поставлена работа армянских правоохранительных органов?

- Мое объективное и, может быть, даже субъективное мнение, что Армения все еще продолжает оставаться в блокаде. Единственная наземная граница, связывающая нас с внешним миром, это граница на юге с Ираном, где, в принципе, осуществляется тройной контроль, но, тем не менее, иной раз наркотики просачиваются. Почему тройной? Потому что там стоят российские войска, там стоят персидские или иранские войска, которые контролируют границу. Еще и армянские. То есть три слоя пограничного контроля. Наркотики имеют обыкновение коррумпировать широкие слои чиновников и так далее, но коррумпировать все три слоя контроля одновременно - это немножко нереально и трудно. Поэтому там, в принципе, ведется тщательный контроль, тем более что Мегрийский пост оснащен хорошей техникой.

Были некоторые попытки со стороны Ирана и Афганистана провозить наркотики через территорию Армении, но речь тут идет о небольших партиях. Обычно наркобароны пробуют провозить маленькие партии с целью изучить, насколько оперативно реагируют на такие незаконные попытки соответствующие наземные службы. Если хорошая реакция, то они просто прекращают думать даже о том, чтобы оттуда провозить что-нибудь.

Теперь что касается северной границы с Грузией. Так как сильно действующие наркотики имеют обыкновение с юга «подниматься» на север, то, следовательно, как правило, из севера на юг они не попадают. То есть из Грузии могут быть единичные случаи провоза элитарных наркотиков, таких, как экстази, эфедрин, который широко распространен в Грузии. Через Багратаршен, через Садахлы, через Мавру, то есть через несколько участков армяно-грузинской границы наркотики могут попадать в Армению, но это незначительные количества.

Есть и другая международная граница, я имею в виду международный аэропорт Звартноц. На этой международной границе имеется опять-таки несколько слоев контроля – это и служба безопасности аэропорта, и таможня. Там несколько раз были выявлены попытки провоза на территорию Армении кокаина и марихуаны из стран Европы.

- То есть изъятие только 25 килограммов наркотиков в течение всего предыдущего года говорит об относительно незначительном распространении наркотических веществ в Армении?

- Как было отмечено мною выше, в Армении около 5500 человек используют наркотики внутривенно. Но это не означает, что они употребляют наркотики ежедневно. Некоторые из них могут находиться в состоянии абстиненции в течение длительного периода времени, это может быть и неделя, и полмесяца, и месяц. Мы часто общаемся с такой категорией лиц, среди них были наркоманы, говорившие о том, что они не могли в течение месяца добыть дозу, чтобы как-то удовлетворить потребность.

Однако среднестатистический расчет ведет к тому, что порядка, как минимум, где-то 500 или 600 килограммов сильнодействующих наркотиков на территорию Армении должно ввозиться, чтобы удовлетворить, в принципе, потребность этой группы людей.

Если речь идет о том, что наркополиция конфисковывает в течение года где-то 25-30 килограммов, то эту цифру надо в среднем умножать, как минимум, на 10, может быть, даже на 15. Такова международная практика. И всегда, как правило, говорят, что если правоохранительные органы на границе или внутри страны конфисковали какое-то определенное количество наркотиков, то это надо смело умножать, минимум, на 10, чтобы получить более или менее приближенную к реалиям картину.

- На различных мероприятиях представители разных международных организаций в своих докладах и выступлениях отмечают, что оккупированные, неподконтрольные территории очень часто используются для незаконного транзита наркотиков и оружия, культивации и изготовления наркотических веществ. Официальные представители Азербайджана также неоднократно заявляли об имеющихся фактах, свидетельствующих о том, что на территории оккупированного Нагорного Карабаха и соседних с ним семи районов тоже проводится культивация и даже промышленное изготовление наркотиков.

- Честно говоря, такие вопросы поднимались неоднократно. И каждый раз наше министерство иностранных дел с готовностью откликалось с очень положительным отзывом и призывом в адрес властей Азербайджана, а также международного сообщества составить совместную группу осмотра или обзора, как хотите назовите, чтобы вместе поехать в Азербайджан, и даже если бы со стороны Азербайджана кто-то знает конкретно какую-то лабораторию, какую-то местность, может быть, какой-то коридорчик, откуда могут эти, я не знаю, незаконные, скажем, перевозки организовываться, чтобы прямо показали, и чтобы можно было пресечь. Потому что это тот вопрос, который не затрагивает национальные интересы, это - международные интересы.

И каждая минимальная партия прохода, будь то наркотики, будь то оружие, или какой-нибудь незаконный оборот, будет способствовать развитию терроризма, против чего борются, по-моему, все страны, не только Армения и Азербайджан, а все международное сообщество. Следовательно, как только такие призывы звучат со стороны Азербайджана, Армения очень положительно отзывается и каждый раз приглашает, пожалуйста, мы абсолютно открыты, для того чтобы пойти и вместе посмотреть. Но до сих пор такого не произошло, но, надеюсь, если у нас пойдет потепление отношений, все же мы соседи и мы должны сосуществовать, мы должны жить вместе, рука об руку. Попробовать продвигаться вперед. В этом случае совместно можно создавать какие-то рабочие группы и вместе, по-братски, можно сказать, ходить, ездить в эти места и посмотреть.

- Имеются ли данные о культивации наркотических растений на территории Армении?

- В Армении начиная с 1998 года ежегодно проводится, особенно перед вегетационным сезоном, так называемая операция «мак-конопля», которая осуществляется не только силами полиции, но и силами всех коммун, деревень, региональных общин. То есть, в принципе, популяция населения тоже включается в это дело. Наркотические растения уничтожаются поголовно. Хотя у нас, что касается мака, то он особого интереса не представляет, а конопля у нас достаточно хорошего качества. И у нас бывает очень много случаев злоупотребления, когда люди выращивают в своих огородах, и поэтому полиция в принципе в этот промежуток времени уничтожает дикорастущую коноплю. Однако к уголовной ответственности никого не привлекают, так как пока нет состава преступления - действует презумпция невиновности. То есть если у кого-то в огороде растет какое-либо наркотическое растение, то вовсе не обязательно, что хозяин огорода будет привлечен к уголовной ответственности. Полицейские просто смело заходят на участок и уничтожают такие растения, но, естественно, не возбуждают никакого уголовного дела и уходят.

Расим Бабаев

Поделиться:
4259

Последние новости

Все новости

1news TV