«Кавказ-2009» – противовес войне
Российская армия начала учения «Кавказ-2009». Маневрами, в которых задействовано 8500 человек, около 200 танков, более 450 боевых бронированных машин и 250 артсистем, а также самолеты, вертолеты, корабли и подразделения ВМФ России, погранвойск и правоохранительных органов, руководит начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров.
Учения отличаются значительным территориальным размахом – они охватывают весь Северокавказский регион и часть прилегающих территорий, от Астрахани до Краснодарского края.
Учения уже активно обсуждаются, как в самой России, так и в мире, где ряд СМИ публикует материалы, обвиняющие Россию в намерении «развязать новую войну на Кавказе», на основании того, что в прошлом году Пятидневная война, итогом которой стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии, началась после окончания таких же маневров.
Отбрасывая в сторону конспирологические версии об «агрессивном характере» учений, можно сказать, что «Кавказ-2009», как любые другие крупные военные маневры, имеет две цели.
Первая, собственно, учебная цель, это подготовка войск и структур министерства обороны и прочих силовых ведомств к возможным боевым действиям, с учетом имеющегося практического опыта и результатов научных разработок. Известно, что в настоящее время российская армия активно изучает опыт боевых действий прошлого года, в ходе которых Вооруженные силы выполнили задачу, но понесли излишние потери. Если вспомнить еще и о том, что в настоящее время проходит военная реформа с переводом армии на новую организационно-штатную структуру, то учения, которые должны закрепить уроки прошлой войны и освоиться с возможностями новых частей в боевых условиях, становятся жизненно необходимыми.
Второй целью любых крупных маневров является психологическое воздействие на собственное население и ближайших соседей. Учитывая довольно сложную обстановку на Кавказе, где возникновение очередного конфликта возможно всегда, особенно с учетом проблем с признанием новых кавказских государств мировым сообществом, демонстрация силы становится реально действующим способом предупреждения возможных вооруженных столкновений.
Главным объектом этой демонстрации, безусловно, является Грузия, которая активно переоснащает свою армию после поражения в Пятидневной войне. Маневры показывают готовность Вооруженных сил России не только защитить свою собственную территорию, но и, в соответствии с имеющимися соглашениями, оказать помощь Абхазии и Южной Осетии.
Возобновления боевых действий на Кавказе исключить нельзя. Внутриполитическая обстановка в Грузии, руководство которой теряет остатки авторитета, чревата повторением прошлогодней авантюры, когда режим Саакашвили использовал боевые действия с целью упрочения своего положения. И хотя внешняя цель – возвращение контроля над Абхазией и Южной Осетией достигнута не была, то внутренняя – отвлечение внимания населения от проблем страны и создание «образа врага» была выполнена на 100%. Не исключено, что к подобной мере Тбилиси может прибегнуть снова.
При этом нужно отметить, что руководство Грузии прикладывает значительные усилия для того, чтобы заручиться внешней поддержкой – в частности, благоприятным для себя освещением происходящего в западной прессе, значительная часть которой культивирует агрессивный образ России.
Однако помимо парирования внешней угрозы, учения российских войск имеют также и внутреннюю направленность. Обстановка на российском Северном Кавказе далека от идеальной, что объясняет значительный вес «антитеррористических» мероприятий в планах маневров. Борьба с незаконными вооруженными формированиями, которые в последнее время активизировались в ряде республик Северного Кавказа остается одной из главных задач подразделений Минобороны, МВД и ФСБ в регионе.
Насколько успешными окажется «Кавказ-2009» – сказать пока трудно. Наверное, лучшим итогом маневров можно будет считать сохранение мира и стабильности на той беспокойной земле, где они проводятся и в честь которой названы.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции. Редакция не несет ответственности за позицию автора