The New York Times: «Соседи России не поддаются ни на угрозы, ни на ухаживания»
Ожидалось, что Россия оставит за собой раунд борьбы за свой задний двор. Весь год, несмотря на собственные экономические судороги, Москва ассигновывала крупные суммы своим нищим постсоветским соседям, пытаясь обеспечить их долговременную лояльность и сократить влияние Запада в регионе, передает inosmi.ru со ссылкой на The New York Times
Однако у соседей оказалось на этот счет совсем другое мнение. Белоруссия, которой Россия обещала 2 миллиарда долларов, открыто восстала против Кремля, явно оказав предпочтение Европе и взяв деньги у Международного валютного фонда. Узбекистан, как и Белоруссия, отказался заключать договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования, в которых Москва видит будущий противовес НАТО.
Есть и другие примеры: так, в мае Туркменистан заключил контракт на разведку газовых месторождений с немецкой компанией, а Армения наградила высоким национальным орденом злейшего врага Москвы - президента Грузии Михаила Саакашвили. Однако самым большим ударом для России стало решение Киргизстана, которому было обещано 2,15 миллиарда долларов, отменить принятый зимой указ о лишении американских военных права использовать воздушную базу «Манас».
Для России исключительно важно восстановить влияние в бывших советских республиках, потеря которых до сих пор вызывает у многих в Москве настоящие фантомные боли. Борьба за Грузию и Украину привела отношения между Москвой и Вашингтоном к низшей с момента окончания холодной войны точке, и именно эта проблема, по-видимому, станет центральной на переговорах, которые начнутся в понедельник между президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Обамой.
Способность России привлекать соседей и удерживать их на своей стороне не слишком впечатляет. Подход Кремля реактивен и зачастую груб. Такие стимулы, как дешевая энергия и денежные дотации он сочетает с угрозами торговых санкций и прекращения поставок газа.
Война в Грузии также не пошла Москве на пользу в этом смысле. Вместо того чтобы испугаться и покориться, как опасалось большинство западных наблюдателей, бывшие советские республики начали еще сильней заботиться о своем суверенитете. Более того, их лидеры научились играть на противоречиях между Россией, Западом и - в некоторых случаях - Китаем к своей выгоде, хотя их странам это не принесло ни стабильности, ни процветания.
Другими словами, в так называемой зоне привилегированных интересов Москвы Россия - лишь один из игроков.
Э.Рустамов