Фуад Ибрагимов: «Yeni filarmonia» - оркестр будущего» | 1news.az | Новости
Lifestyle

Фуад Ибрагимов: «Yeni filarmonia» - оркестр будущего»

13:33 - 12 / 08 / 2009
Фуад Ибрагимов: «Yeni filarmonia» - оркестр будущего»

У самых любознательных бакинцев наверняка возник вопрос: чего это вдруг закрывшая сезон Азербайджанская государственная филармония в разгар лета, в конце июля, анонсировала симфонический концерт, а  публика с удовольствием приняла приглашение?

По кратким сообщениям прессы можно понять, что тот концерт стал своеобразной генеральной репетицией молодежного симфонического оркестра «Yeni Filarmonia» перед его поездкой в итальянский город Тоскана на International Classic Music Festival. Но удовлетворены ли подлинные любители музыки таким ответом? И что это за оркестр, который готовится к ответственному выступлению практически в авральном режиме?

Думала, обижу таким, на мой взгляд, каверзным и неуважительным вопросом дирижера Фуада Ибрагимова, год назад  назначенного руководителем «Yeni Filarmonia», а он с доброй улыбкой даже поблагодарил за него… как за повод рассказать обо всем по порядку и обстоятельно…

- Слышала, что в музыкальном мире давно уже существует традиция  создавать не стационарные, а, скажем так, «мобильные» оркестры, артисты которых собираются вместе только для того, чтобы провести гастроли в разных регионах, где, кстати, за несколько месяцев вперед распроданы билеты на эти выступления и их уже ждет публика. Чаще всего - это объединившиеся под эгидой весьма прославленных руководителей молодые исполнители из разных стран: встретились, поработали и разъехались по домам. А у нас?

- Вот и в «Yeni Filarmonia» объединились 60 человек - работающие в разных коллективах Азербайджана музыканты, студенты и даже школьники. Нужно провести концерт или пригласили республику на престижный фестиваль, мы есть. Соберемся, позанимаемся, на публике готовность свою проверим, и пожалуйста, готовы.

- Здорово! Достойные претенденты есть?

- В Азербайджане? Сколько угодно!

- Критерий отбора?

- Возраст от 12 до 30 лет… и талант.

- Только и всего?

- Шутите? Ну, конечно же,  любовь к музыке, любознательность, трудолюбие.

- Как это разглядеть?

- При прослушивании многое видно. А потом, уже в процессе музицирования, нарабатываются сугубо профессиональные качества –  совершенствуется техника, расширяется кругозор,  обостренное чувство ансамбля, осваивается разный по стилю репертуар…

- Но все зависит от руководителя?

- И от него – тоже. Но уже потом, в процессе работы…

- В 2008-м, когда  в создававшийся молодежный оркестр отбирались способные ребята из учебных заведений,  молодые артисты из действующих в республике оркестров, вам выпала честь подготовить новый коллектив к ответственным выступлениям в Берлине в рамках Года культуры Азербайджана в Германии. О том, как новый оркестр выступил, мы можем судить лишь по сообщениям прессы…

- Осмелюсь напомнить, что в ответ на удачное выступление мы тогда получили приглашение принять участие в Международном музыкальном фестивале оркестровой и ансамблевой музыки «Young-Euro-Classic», который ежегодно проводится в Берлине в последние девять лет.

- И перед этой поездкой  тоже проверили себя в филармонии, и тоже в разгар знойного бакинского лета - 12 августа… Традиция?

- Для оркестра нашего формата такая возможность – что подарок судьбы.

- А приглашение на подобный фестиваль?

- Тем более! Основное значение молодежного творческого форума «Young-Euro-Classic» - знакомство с исполнительской культурой разных стран мира. Азербайджан был на нем представлен лишь однажды, в 2001 году ансамблем современной музыки SoNoR. В год культуры Азербайджана в Германии  наше участие приобрело особую значимость.

- Перед поездкой в Тоскану оркестр сыграл…

- «Симфонические гравюры «Дон-Кихот» Кара Караева, Концерт ми-минор Мендельсона для скрипки с оркестром, в котором выступил Анар Ибрагимов, а также – во втором отделении – Пятую симфонию П.Чайковского.  

- И такую сложную программу вы показали в Италии, на фестивале, в котором участвовали ваши коллеги из Испании, Франции, Германии, Польши, Чехии, Финляндии, Португалии… Чем ваш  коллектив  смог порадовать искушенных профессионалов?

- Вопрос и простой, и сложный. Приняли нас прекрасно, суждения были самые приятные. А вот если конкретнее… Понимаете, впечатляют порой совершенно неожиданные факторы. Изысканный репертуар и умение следовать традициям, свежий взгляд или встреча с оригинальным творением композитора, которого прежде никто не исполнял… Творчество – оно и есть творчество.

- Креатив, как сейчас говорят…

- Во всяком случае, это то, что не поддается словесным описаниям.

- Как практически все эмоции… Бытует мнение, что посвятившему себя музыке важно начать аж с дошкольного возраста… Чуть-чуть опоздал, и места тебе на Олимпе не занять… Вы, я знаю, не из ранних и у вас все  было необычно…

- Именно необычно… Музыкальная семья, мама Лятафят ханум - профессиональная пианистка, а меня учиться музыке все никак не  отдавали… Так, подарили скрипочку, но играть на ней не требовали. Мне было 6 лет, когда начались события вокруг Нагорного Карабаха. Успел запомнить встречу с практиканткой из бакинской консерватории, которая  увлеченно рассказывала нам, первоклассникам о таких музыкальных инструментах, как фортепиано и скрипка, - очень запомнилось, запало в душу. А в 9 лет  вместе с семьей я стал беженцем. Два месяца жили в Агдаме, потом в Баку – в помещении санатория на Шихово, ютились у родственников на Ясамале, в 9-м микрорайоне. Из дома маме удалось перевезти  только старенькое пианино. Почему-то купили старенькую скрипку - что-то поигрывал, напевал. Мысль о музыкальной карьере в семье  отвергали начисто – не то время, надо о перспективах думать.

- Но душевный настрой, «шушинское происхождение» одержали победу?

- Возможно… Поневоле  задумаешься о воле судьбы… Что-то такое уловила мама во мне, когда попросила коллегу – известного преподавателя по классу альта Тофика Рустамовича Асланова послушать «кажется талантливого сына» в 12 лет.

- А он?

- А он так воодушевил меня, что в 13 лет я ревностно бросился наверстывать упущенное время, чтобы освоить и  практически экстерном сдать экзамены по множеству специальных дисциплин. Очень благодарен педагогам - Лале Гасановой, профессорам Рашиду Сеидзаде, Баяндуру Мехтиеву.

В 15 лет параллельно со средней школой окончил музыкальную школу-студию при консерватории по классу альта. Играл в молодежном оркестре «Тутти», организованном известным скрипачом и  дирижером Теймуром Геокчаевым, успел стать лауреатом Республиканского конкурса струнников перед тем, как  поступить в Бакинскую музыкальную академию.

- А там…

- Студентом второго курса я был принят на работу в Азербайджанский государственный симфонический оркестр, руководимый Рауфом Абдуллаевым. Как «подающему надежды музыканту» мне позволили пройти мастер-класс великого Ростроповича во время его очередного приезда в Баку,  а он  утвердил - более всего маму – во мнении, что мне следует продолжить занятия за рубежом, лучше – в Германии. И даже порекомендовал педагога, с которым желательно заниматься.

- Там ведь всегда большие конкурсы?

- Конкурс я выдержал. В Кельнскую высшую музыкальную школу приняли, сделав некоторые поблажки  в сроках сдачи экзаменов по немецкому языку. А вот материальная сторона стала камнем преткновения и могла наружить радужные планы.

-  Известно, что решить проблему помог Фонд «Друзья культуры Азербайджана».

- Да, руководимый Мехрибан ханум Алиевой фонд оплатил мое пребывание в Германии и во многом опекает.

- И вы не подвели тех, кто поверил в вас…

- Надеюсь, что да… Так повелось, что как студент этой школы получал приглашения выступать по контракту с разными оркестрами и как альтист много гастролировал в разных странах вплоть до Индии. Вместе со мной выступал и друг детства, талантливый скрипач Анар Ибрагимов, который учился в консерватории города Эссен. Однажды при выступлении в Норвегии мы с Анаром,  получив разрешение руководителя оркестра, исполнили вдвоем «Паскалью» Генделя-Хальверсона для скрипки и альта. Зал наградил нас такими бурными овациями, что все 27 концертов этих гастролей заканчивали мы исполнением этого виртуозного произведения.

- Насколько мне известно, альту вы решили изменить…

- Не знаю, можно ли назвать это изменой, но в 2006 году, окончив 5-летний курс Кельнской высшей музыкальной школы по классу альта, я поступил в том же вузе на факультет оперно-симфонического  дирижирования. Сейчас продолжаю учиться на 4 курсе и много выступаю в концертах, участвую в конкурсах и фестивалях. Это тоже музыка, но другая - объемная, глобальная.

-Требующая огромных знаний и полнейшей самоотдачи.

- Это другой образ жизни.    

- Завидная целеустремленность и трудоспособность… Природа явно с любовью опекает вас по жизни… Вот и назначение на роль руководителя собственного оркестра… Как считаете, это  – награда, или испытание?

- И то, и другое. Награда – как свидетельство того, что заметили достигнутое, доверили - мне довелось выступать на многих престижных сценах, работать над сложнейшим, часто «не избитым» материалом и слышать добрые отзывы от маститых профессионалов. Что касается испытания… Это ведь тоже награда - возможность не стоять на месте, искать, видеть успех. Что может быть лучшим подарком для музыканта, если он имеет собственную школу, «поле» для экспериментов, если ему есть, кому передать свои знания,  навыки, открытия, а также  видеть, как на глазах – и не только у тебя - растут воспитанники…  

- Фуад, есть мнение, что создание в условиях Азербайджана еще одного молодежного оркестра, тем более ориентированного на зарубежные выступления, -  есть государственная забота о некоей базе, которая будет питать сложившиеся  профессиональные оркестры молодыми кадрами, свежими силами.

- И это лестно сознавать. Надеюсь, наша работа, как и зарубежный опыт моих новых подопечных станут залогом еще большего расцвета национальной культуры. Практически наше участие во всевозможных мероприятиях - более всего показ богатейших достижений не только азербайджанской композиторской школы, но и исполнительского мастерства наших соотечественников. На это никаких ресурсов не жалко, и мы получаем всестороннюю помощь.

- Известно, что при известном избытке пианистов, относительно благополучном положении со струнниками, в музыкальном мире всегда не хватает духовиков. Как  с этим обстоят дела в новом оркестре?

- Поскольку мы приглашаем и уже работающих в других коллективах музыкантов, проблем пока не испытываем. Но, чтобы не приходилось довольствоваться тем, что есть, чтобы иметь возможность  выбирать лучших, надо, думаю, стимулировать приток юных талантливых ребят. У нас уже отличились мальчики, прекрасно освоившие трубу, гобой, флейту, тромбон, и это радует. Назову хотя бы Ниджата Мамедова, Турала Тагиева, Эльшана Мамедова –  а им всего по 14-15 лет! Не могу не отметить скрипача Мустафу Мехмандарова…

- Но с  ними надо еще много работать?

- Работать надо со всеми. Такова участь дирижера, руководителя оркестра.

-  Видимо, надо делать скидку на то, что для вас это новое и очень непростое дело…  нужен опыт, огромные в себе силы, чтобы браться за такое...

- Не посчитайте за нескромность или тщеславие – расскажу вам эпизод, который позволит представить уровень, какого я достиг за  время учебы на дирижерском факультете  и участия в гастролях, прежде чем выбор пал на мою кандидатуру…

На протяжении последних семи лет в Берлине ежегодно проводится мероприятие, когда лучшие музыканты объединяются в так называемые «Критикующие оркестры», члены которого прослушивают на специальных, открытых репетициях молодых дирижеров и помогают им советами. Мне посчастливилось пройти конкурс, в котором из 42 претендентов отобрали лишь 10, чтобы удостоиться чести репетировать с Бранденбургским оркестром. Исполнителям такого фантастически гениального уровня дирижер практически не нужен, но я, кажется, не ударил лицом в грязь. Когда после исполнения всей программы концертмейстер сказал мне: «Буду рад с вами еще поработать», я понял, что не подкачал.

- Хороший тест на состоятельность!  Тщеславие? Возможно - почему бы  и нет? Успехи, ради которых мы трудимся, окрыляют…

Практически вы работаете по современным стандартам, а это гарантия, что «Yeni Filarmonia» - оркестр будущего?

- Очень надеюсь.

- По-моему, вера в успех – это уже успех. Спасибо, Фуад!

Галина Микеладзе

Поделиться:
2932

Последние новости

Все новости

1news TV