Юбилей ракеты, летящей не ввысь
Мы как-то привыкли называть ракетами те системы, что летят снизу верх – будь то боевые или космические. Но огромный сегмент ракетных изделий относится к классу воздушных. Кстати, они и были первыми, примененными на поле боя ровно 70 лет назад. 20 августа 1939 года в мире родилась ракетоносная авиация.
Летом 1939 года на Дальнем Востоке накалилась обстановка: Япония перевела стычки с советскими и монгольскими пограничниками в масштабный конфликт, пытаясь изменить границу в свою пользу, а заодно «прощупать» военную силу СССР и политическую волю Кремля.
С мая у реки Халхин-Гол шли вооруженные действия. Велись и беспрецедентные по масштабам (до 200 машин) воздушные бои. Наконец, 20 августа развернулось наступление советско-монгольских войск, упреждающее намеченную на 24 августа атаку японской армии.
Тогда впервые и было применено новое оружие - реактивные снаряды (РС). Их крепили под крыльями наших самолетов И-16 и И-153. В первый бой пяти «ракетоносцам» засчитали две победы (хотя японцы утверждают, что не потеряли ни одного самолета).
Между тем такое вооружение было создано гораздо раньше, чем принято считать. Еще в1930 г. в ленинградской Газодинамической лаборатории уже разрабатывали и испытывали РС Владимира Артемьева на бездымном порохе. Затем в столичном Реактивном НИИ, где объединились группы Сергея Королёва и Валентина Глушко, этот задел был существенно обогащен: в 1936-1937 гг. были отработаны РС наземного и воздушного базирования на прессованном порохе калибра 82 и 132 мм.
Спустя два года их «примеряли» к истребителям и бомбардировщикам.
Итак, 20 августа 1939 года. «Два японских самолета в пламени пошли вниз. Это была первая, но не последняя победа советских ракетоносцев. В небе Монголии группа Николая Звонарева сбила ракетами 13 вражеских самолетов», - пишет военный историк Марианн Новиков. Любопытно, добавляет исследователь Вячеслав Кондратьев, что японцы «так и не поняли, что против них применено ракетное оружие. Они полагали, что русским каким-то образом удалось установить на истребители артиллерийские орудия крупного калибра, которые стреляют трассирующими снарядами».
«Под напором стали и огня» противник был, как говорят теперь, принужден к миру - точнее, к перемирию. Однако военная сила и оружие сыграли и политическую роль: поражение императорской армии сопровождалось смятением, отставками и кризисом верхов в связи с подписанием пакта о ненападении между СССР и Германией, подчеркивает историк Анатолий Кошкин: «Неожиданный политический маневр Германии был воспринят в Токио как вероломство и нарушение положений направленного против СССР Антикоминтерновского пакта», а «….возникшая в оси Токио-Берлин трещина впоследствии привела к тому, что Япония не пожелала безоглядно следовать за Германией в агрессии против Советского Союза».
В свою очередь, для «сталинских соколов» бои над Халхин-Голом стали серьезным испытанием и своего рода экзаменом на зрелость накануне Второй мировой войны. Экзамен был выдержан, хотя и немалой ценой. Параллельно был выявлен целый ряд серьезных недостатков. В первую очередь требовалось срочно модернизировать боевую авиацию.
Непросто и не сразу, но процесс пошел. Марки МиГ, Як, ЛаГГ, скоростной бомбардировщик СБ и знаменитый «летающий танк» Ил-2 (вновь с РС-82 и РС-132 под крыльями) прославили нашу летающую технику в военную пору.
Нынешняя реактивная эпоха и локальные войны поставили новые задачи перед конструкторами. Как отметил в интервью РИА Новости генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов, в разы выросла эффективность огневой авиамощи: «Если в ходе операции «Буря в пустыне» доля высокоточного оружия составляла около 7%, то в налетах на Югославию – уже почти 70%; ежесуточно расходовалось до 500 ракет «воздух-земля», что существенно облегчило наземные операции».
На проходящем сейчас Международном авиакосмическом салоне в Жуковском (МАКС) корпорация в составе 19 отечественных предприятий представила семь новых авиационных ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Ныне с небес, с безопасного расстояния в 15-20, а то и 100-150 километров можно поразить радиолокационную станцию, боевой корабль, бронетехнику, даже подводную лодку. Или высокоманевренную цель, например, крылатую ракету – как это делает изделие РВВ-СД. «Сигары» длиной до семи метров со способностью огибать рельеф местности, делать многокилометровую «горку», нестись со сверхзвуковой скоростью чуть над водой, творения с индексами Р, Х, К – неотъемлемый компонент наших МиГов и Су, а также дальней, «туполевской» авиации.
Ведь каким бы «умным», «ловким» ни был самолет-носитель, но без оружия он никому не нужен. Сам по себе он не способен поразить цель, отбить атаку противника или не допустить его в воздушное пространство своей страны.
Эволюция ракет идет по всем направлениям: совершенствуются головки самонаведения - тепловизионные, лазерные, со спутниковой навигацией; двигатели переводятся на новые виды топлив. По словам Обносова, применяются новые материалы, системы управления, новые боевые части – проникающего действия, объемно-детонирующие. Создаются модульные ракеты – со сменяемыми компонентами. Теперь вес боевой части составляет почти половину веса 600-800 килограммовой ракеты малой дальности. Для системы же, летящей на сотню километров и более, важнее точность, а уж огромная кинетическая энергия обернется мощным разрушительным эффектом при ударе о корабельный корпус.
Авиационные ракеты использовались в Эритрее, Вьетнаме, Южном Ливане, в войне Ирака с Ираном. Но конкуренты, да и покупатели из 30 стран не стоят на месте.
Рынки Китая, Индии также не безграничны. В условиях кризиса и отсутствия явных конфликтов многие предпочитают закупать продовольствие, а не вооружения.
Так что гособоронзаказ в эту пору – лучшая поддержка высокотехнологичного реального сектора российской экономики, работа для тысяч специалистов в Дубне, Королёве, столичном Тушине, у смежников. Да и задачи обеспечения обороны страны и содействия безопасности других стран требуют сохранять и развивать ОПК, кооперацию.
Однако, как показал полгода назад визит Владимира Путина в корпорацию и проведенное там совещание, не менее важны для безопасности и такие понятия, как налоговые льготы, ставка рефинансирования, прямое кредитование.
Александр Песляк
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора