Александр Искандарян: «Турецко-армянские протоколы будут подписаны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с армянским политологом Александром Искандаряном
- Вояж президента Армении Сержа Саргсяна, устроенный им для встречи с армянской диаспорой, уже привел к тому, что в Париже и Бейруте прошли акции протеста, на коих представители армянской диаспоры выступали против подписания турецко-армянских протоколов. Ожидаема ли была такая реакция со стороны армянской диаспоры?
- Безусловно, еще до начала турне президента Армении Сержа Саргсяна было известно, что в рядах армянской диаспоры есть люди, которые негативно относятся к процессу турецко-армянского сближения. Стало быть, можно было ожидать, что в ходе этого турне президента Армении Сержа Саргсяна могут иметь место акции протеста представителей определенной части армянской диаспоры.
- Так может, все это турне Сержа Саргсяна и было организовано с целью демонстрации недовольства армянской диаспоры процессами турецко-армянского сближения для того, чтобы в последний момент отказаться от подписания протоколов между Турцией и Арменией, объяснив это неспособностью идти против воли диаспоры?
- Я не являюсь сторонником столь сложных, конспирологических схем. Безусловно, процесс турецко-армянского сближения будет проходить с проблемами, но я не думаю, что весь этот процесс начинался для того, чтобы завершить его под воздействием недовольства и акций протеста определенной части армянской диаспоры.
- А способна ли позиция армянской диаспоры по вопросу турецко-армянского сближения привести к потере власти нынешним президентом Армении Сержем Саргсяном?
- Конечно же, армянская диаспора имеет право демонстрировать свое отношение к вопросу турецко-армянского сближения, проводя различные акции протеста в различных странах мира. Но из этого не вытекает, что данные акции таят угрозу потери власти для Сержа Саргсяна. Что же касается самой Армении, то понятно, что вопрос сближения с Турцией может привести к определенному политическому противостоянию внутри страны. Но это политическое противостояние, проявляющееся в различных акциях протеста со стороны различных партий и движений, выступающих против турецко-армянского сближения, недостаточно массовое для того, чтобы представлять серьезную угрозу для армянских властей. Протестует тысяча - другая, а не сотни тысяч людей и голодают в знак протеста десятки, а не тысячи граждан Армении.
- Вот это меня и удивляет. Почему, несмотря на сложное отношение подавляющего большинства граждан Армении к процессу турецко-армянского сближения, на акции протеста партий, выступающих против этого сближения, выходит достаточно небольшое число людей?
- Вы подобрали очень правильное слово, назвав сложным, а не однозначным, отношение жителей Армении к процессу турецко-армянского сближения. К данному процессу есть прагматический и рациональный, а есть и эмоциональный подходы. Иными словами, есть те, кому в принципе не нравится сближение Армении с Турцией и те, кто выходит на акции протеста партий, выступающих против турецко-армянского сближения. Но это разные люди. Удовлетворяющих меня социологических исследований на сей счет не проводилось, но, как мне кажется, численность протестующих против процесса турецко-армянского сближения не такова, чтобы создавалась какая-либо реальная угроза для нынешних властей Армении.
-Но для того, чтобы добиться смещения властей, порой вовсе не обязательно наличие массовых, численностью в десятки тысяч человек акций протеста. Как демонстрирует новейшая история Армении, для смены власти в вашей стране достаточно желания и возможностей небольшой группы людей, устроивших террористический акт в парламенте. Возможно ли и ныне подобное развитие ситуации?
- Я политолог, а не Нострадамус и предсказаниями не занимаюсь. Отмечу лишь, что чисто теоретически вероятность терактов в Армении присутствует не меньше, чем в какой-либо иной стране мира, например, в Голландии. В целом же, учитывая тематику нашей беседы, выскажу свое мнение, что турецко-армянские протоколы будут подписаны.
- А как практически будет реализовываться механизм претворения в жизнь этих протоколов?
- Это – очень хороший вопрос. Тут, как говорится, возможны варианты. К примеру, возникает вопрос: будут ли ратифицированы турецко-армянские протоколы в армянском парламенте? Конечно, возможно, не все тут пройдет гладко, но, на мой взгляд, нынешний расклад сил в парламенте Армении позволяет властям нашей страны провести решения о ратификации этих протоколов.
Согласно первому варианту развития событий, власти Армении, добившись ратификации турецко-армянских протоколов в парламенте страны, быстро отпасуют мяч на половину Турции и будут ждать, какое решение примет на сей счет турецкий парламент.
Есть и второй вариант развития событий, согласно которому власти Армении предпочтут не спешить с ратификацией протоколов в парламенте и будут занимать выжидательную позицию, ориентируясь на решение парламента Турции по поводу турецко-армянских протоколов. Ведь, чисто теоретически, имеется возможность того, что парламент Турции не ратифицирует данные протоколы.
Резюмируя все сказанное можно сказать, что если парламенты Турции и Армении ратифицируют турецко-армянские протоколы, то дальнейшее развитие взаимоотношений будет развиваться согласно этим протоколам, если же ратификации протоколов не произойдет, то это скажется на процессе турецко-армянского сближения.
А.Г.