Эльмина Кязимзаде: «В Азербайджане необходимо ввести лицензирование педагогов»
Эксклюзивное интервью информационного агентства 1news.az с руководителем Центра содействия современному образованию и обучению, председателем Совета по оценке учебников при Министерстве образования Эльминой Кязимзаде
- Качество школьных учебников по сравнению с прошлыми годами намного улучшилось. Можно ли это связать с деятельностью Совета по оценке учебников, который был создан сравнительно недавно?
- Совет по оценке учебников при Министерстве образования с момента своего основания ведает вопросами оценки качества учебников, которые издаются в рамках Национального куррикулума. Что касается остальных пособий по всем дисциплинам, то они действительно стали более качественными. Но этими вопросами ведают другие структуры ведомства.
В прошлом году, к примеру, все учебники для первых классов, представленные на тендер на базе нового куррикулума, рассматривались экспертными командами и нашим Советом. Цель такого шага – обеспечить прозрачность и конкуренцию в подготовке качественных учебников. Принятые критерии отражали эти главные принципы, а экспертные команды были сформированы из инновативных учителей обычных бакинских школ, опытных методистов, школьных психологов и книжных дизайнеров. На интернет-сайте Минобразования каждый может ознакомиться с механизмами оценивания учебников и критериями. Теперь начинается самое трудное - развивать новые кадры и внедрять новую культуру прозрачной, объективной и профессиональной экспертизы по оцениванию учебников.
- Значит, все-таки удалось ликвидировать имеющиеся недостатки?
- В прежние годы не было четких стандартов оценки учебников. В стране действовал методический совет, который носил профильный характер и оценивал только лишь содержание учебников. В стороне же оставались вопросы целостности учебника, то есть насколько содержание предмета соответствует иллюстрациям.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Разработаны критерии подготовки учебных пособий и издательства знают, на основе каких критериев проходит оценивание. Чтобы подходить по всем статьям, они должны изменить механизм своей работы, что в принципе и происходит. Издательства прекрасно осведомлены насчет того, что Министерство образования не станет приобретать некачественный учебник.
И, кроме того, сегодня большая ответственность за качество учебников и их распределение несут Минобразования и Совет по оценке учебников. Я предлагаю распределить некоторые функции между школами, родителями и издательствами, чтобы добиться нужных результатов.
- Что вы конкретно предлагаете?
- В программе реформ образования заложен важный пункт, который сейчас находится на пилотной стадии. Речь идет о выделении средств школам для приобретения ими учебников по своему усмотрению. Если у нас заработает децентрализованная система, то нужно будет решить вопросы, насколько администрация школы, педагоги и родители готовы к самостоятельному выбору учебников? Как будут распределяться средства и пр. Ведь, как мы знаем, наши учебные заведения не привыкли к такой ответственности. Нужно перестраивать систему. Можно начать реализовывать пилотные проекты в некоторых бакинских школах. Уверена, результаты будут высокими.
- Как, по-вашему, должен решаться вопрос занятости педагогов пенсионного и предпенсионного возрастов, которые все еще преподают в школах?
- Я за компромиссные варианты использования опыта и знаний учителя. В школах должны оставаться творческие кадры, которые могут поделиться опытом с молодыми коллегами. Мы предлагаем ввести должность ментора, которая получила широкое распространение на Западе. Особенность данной системы заключается в том, чтобы педагоги-пенсионеры заняли в школах позицию наставников. Они должны помогать педагогам, особенно тем, кто пришел в школу сразу после института, адаптироваться к школьной жизни. Это очень удобная система - учитель ведет занятия, а ментор следит за качеством его работы. Таким образом, можно решить сразу две проблемы.
- Какими исследованиями в области образовании занимается ваш Центр?
- Наши мониторинговые исследования предоставляют информацию о том, насколько те или иные нововведения, если они уже применяются, эффективны, или же о том, какие методы являются наиболее подходящими для начала их апробации. Опять же, если раньше образование было направлено в основном на получение количества знаний, то сегодня от учителя требуется, чтобы он сформировал у школьников навыки получения этих самых знаний. Важно, чтобы ученик не просто владел какой-то информацией, а чтобы обучился методам, которые помогут ему после окончания школы использовать накопленные знания на практике.
- Что было сделано вами за последние несколько лет?
- Мы участвовали в трех масштабных мониторинговых исследованиях. Два из них носили международный характер, то есть были направлены на изучение принципов изменения единой методологии. Они проводились одновременно и в других странах. А одним из первых масштабных исследований, проведенных внутри страны, было исследование феномена репетиторства, который повторно будет проведен в этом году.
Мы сочли, что исследовать эту проблему просто необходимо, так как репетиторство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Так или иначе, в этом процессе принимают участие родители, дети которых занимаются у репетиторов, учителя, которые наряду с работой в школе занимаются с учениками на дому, определенный слой интеллигенции (преподаватели университетов, ученые НАНА).
Но скажу, что репетиторы (конечно, немногие из них) - по своей сути новаторы. Это учителя, которые постоянно находятся в поиске, стремятся сделать что-то полезное и интересное, но не могут воплотить все это в классной комнате за 45 минут. С этим согласны и учащиеся. Поэтому это во многом оправдывает стремление родителей, которые могут позволить себе нанять ребенку мыслящего, развивающегося педагога, потому что это вклад в его будущее.
- То есть вы считаете, что распространение репетиторства вовсе не является проблемой, следовательно, бороться с этим не следует?
- В мире сейчас стремятся извлечь пользу от репетиторства, придав ему официальный характер. Например, в Австралии репетиторство рассматривается в качестве одной из инновативных форм индивидуального обучения, которая оплачивается государством. Основной причиной, побудившей австралийское правительство «узаконить» данный феномен, стал низкий показатель грамотности среди школьников младшего возраста, преимущественно выходцев из малоимущих семей и семей-эмигрантов. Чтобы выправить ситуацию, государство приняло решение выделить каждой семье, получившей статус малоимущей, $800 на занятия с репетиторами.
Репетиторство не пытаются искоренить, наоборот, используют его как средство для обеспечения равного доступа к качественному образованию всех детей, вне зависимости от материального статуса их семей. Репетиторство в будущем должно стать альтернативной формой образования. И я бы не стала бороться с этим явлением. Оно было, есть и будет. Причем даже в самых развитых странах в той или иной мере репетиторство имеет место. Например, в скандинавских странах по масштабу оно меньше, во Франции репетиторство достаточно широко развито. Вопрос нужно поставить по-другому - насколько государство готово регулировать этот процесс.
- Считаете ли вы, что лицензирование педагогической деятельности станет прогрессивным методом оценки профессионализма наших учителей? Насколько нужны сегодня подобные методы?
- Лицензирование имеет большое значение с точки зрения гарантии качества тех услуг, которые предлагает специалист, в нашем случае - педагог. То есть, для всех желающих получить лицензию, подтверждающую его квалификацию, должны быть установлены определенные стандарты, соответствие которым должен доказать каждый, желающий работать по педагогической специальности.
Этот вопрос обсуждается уже несколько лет, но пока результатов никаких нет. Отечественному образованию подобные новшества необходимы.
Каждое государство должно выработать свой механизм проведения процесса лицензирования, но есть общие требования для любой страны - прозрачность процедур, четкость и выполнимость стандартов, механизм объективного оценивания.
Р.Ашрафли