Ереванский аналитик: «Армянская экономика - самолет с подбитыми моторами»
«В новое десятилетие Армения вступила с огромным, небывалым ранее, внешним долгом», - отмечает армянский аналитик Альберт Хачатрян.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на «Новости Армении», Хачатрян с иронией отмечает, что «глава минфина сравнил экономику Армении с попавшим в зону турбулентности самолетом, у которого один из двигателей – строительство – отказал. К сожалению, главный финансист страны так и не уточнил, сколько у нас осталось исправных двигателей экономики, и куда мы летим с тяжелым багажом этого долга. Согласно «обнадеживающей» оценке министерства финансов Армении, в текущем году данный показатель (внешний долг) не достигнет критической отметки в 50% от ВВП, а будет в пределах… 46%!».
«Еще в самом начале прошедшего десятилетия импорт товаров по объему в кратном размере превышал экспорт. Для страны с неконкурентоспособной и не диверсифицированной экономикой данный факт представлял определенную угрозу, особенно и в частности — импортозамещающим отраслям промышленности. Но грядущие события показали, что должных выводов из этого не было сделано. За период с 2001 года по 2008 год экспорт страны, в долларовом эквиваленте, возрос в 1,8 раза, а импорт — в 5 раз, то есть почти в три раза стремительнее. Вследствие этого отрицательное сальдо во внешнеторговой деятельности страны за этот период подскочило с 0,5 млрд. долларов до 3,3 млрд. долларов.
При этом роль катализатора в деле активизации импорта сыграла чрезвычайно благоприятная для импортеров валютная политика Центробанка. В Армении курс доллара по отношению к драму, достигнув своего пика в начале 2003 года, затем стал последовательно снижаться. Чтобы не нарушить сформированное на мировом валютном рынке соотношение между долларом США и сравнительно недавно созданной общеевропейской валютой – евро, Центробанк Армении заодно снизил и курс евро по отношению к драму. Здесь мы столкнулись с не имеющим прецедента феноменом: валюта страны, не обладающей экономической мощью, с громадным отрицательным сальдо во внешней торговле, неожиданно стала самой крепкой в мире! Иногда это явление классифицируют как «голландскую болезнь», однако это сходство чисто внешнее. По зародившим его причинам и последствиям для экономики страны оно достойно отдельного наименования — «армянская болезнь», - пишет Хачатрян.
«Ведь налицо абсурдная ситуация – национальная валюта укрепляется, а цены на этом фоне растут еще стремительнее. Понятно, что в долларовом эквиваленте товары из года в год дорожали намного больше, чем в драмах. В итоге семьям, получающим частные денежные трансферты из-за рубежа, требовались все новые, дополнительные «зелененькие» для поддержания прежнего уровня жизни.
В отличие от развитых стран, в которых глобальный кризис в первую очередь поразил банковскую систему, в Армении коммерческие банки выстояли и даже, судя по размерам прибыли, несколько укрепили свои позиции. Процветают же наши банки благодаря огромной марже: в ноябре прошлого года годовые за кредит составили в среднем 18,65%, а вот проценты по вкладам были намного ниже – 8,59%. Эта разница и служит залогом успеха коммерческих банков, а заодно обеспечивает банкирам небедную жизнь», - делает выводы армянский аналитик.
«Проблемы армянской экономики вышеперечисленным далеко не ограничиваются. Серьезные недостатки имелись и наличествуют до сих пор в сфере налоговой политики, в промышленности и других отраслях экономики. Малый и средний бизнес так и не занял своего достойного места в экономике, оптовая торговля на отдельных рынках практически монополизирована. Процветают коррупция и теневая экономика, плюс винно-водочные и табачные комбинаты. Вполне понятно, что весь этот гордиев узел тяжелых проблем отечественной экономики, перешедший в новое десятилетие, распутать половинчатыми мерами будет трудновато… Здесь скорее требуется исторически опробованный метод его решения», - констатирует Хачатрян.
Ризван Гусейнов