Михаил Дегтярь: «У меня ощущение, что на НТВ работают государственные преступники… все, что они делают - это преступление»
Интервью 1news.az с руководителем программы «Репортер с Михаилом Дегтярем», главой студии «Репортер», (ТВ-Центр), лауреатом премии «ТЭФИ» Михаилом Дегтярем
- Как возникает идея сделать ту или иную передачу?
- Идеи уже давно не возникают потому, что уже накопился такой гигантский опыт, что неважно о чем и что снимать, то есть называется любая страна, тема и я знаю, что могу сделать интересный репортаж.
Раньше я думал, как же мне тяжело придется искать новые темы, а потом понял, что мне нескольких жизней не хватит, чтобы снять все, чем я хочу поделиться со своим зрителем. В последнее время я снимаю за границей, был более чем в восьмидесяти странах.
- А как снимается та или иная передача?
- Мы приезжаем в новую страну, оператор со мной 24 часа в сутки и мы снимаем всю неделю все, что интересно. Но перед поездкой я заранее готовлю программу. Когда она утверждена, я изучаю те точки, где мы будем затрагивать, вообще, изучаю историю страны, где предстоит работать. И, все равно, как бы тщательно не готовился, самыми важными и интересными все бывают экспромты. Вот, скажем, просто идем по улице, видим что-то, и я чувствую, что если это интересно мне, то это привлечет внимание и моего зрителя. Останавливаемся и на месте начинаем изучать, что же это такое. Эти экспромты и становятся изюминкой программы.
- А где Вам нравится работать?
- Мне больше всего нравится Азия, особенно Юго-Восточная Азия. Там я чувствую себя хорошо. Там другой цвет, другой свет, там все другое. Я в восторге от азиатской еды, хорошо ее знаю и снял много фильмов о китайской кухне, малазийской и даже тайской.
- От путешествий не устаете?
- Нет. Может, это связано с тем, что я часть жизни прожил в Советском Союзе, когда поездки за границу были недоступны. Я, как человек, долго не пивший воды, и мучимый жаждой никак не могу ею напиться. Но естественно в данном случае речь не о воде, а о путешествиях. И слава Богу, потому что как только эта жажда прекратится, мне тут же перестанут быть интересными поездки.
- Ваша программа просто толкает к покорению новых стран.
- Конечно, так и должно быть. Моя передача направлена на то, чтобы люди после ее просмотра, поехали в страну, о которой я рассказал. Мне кажется, что я умею это делать и знаю, как завлекать людей. Очень часто звонят люди после просмотра передачи и говорят, что обязательно поедут в страны о которых я рассказываю. И это, конечно, самое главное.
- Снять фильм про Азербайджан не хочется? Вы столько лет здесь провели, азербайджанский хорошо знаете…
- Я очень люблю Азербайджан, моя молодость прошла здесь. И я очень хочу снять фильм об этой стране, о чем я неоднократно заявлял, но пока как-то не получается. Посмотрим, суждено ли сбыться моим планам.
- А сколько лет Вы работаете на телевидении?
- Более-менее серьезно я начал работать с 1984 года, это было еще советское телевидение. Я начал с робких попыток, потому что пробиваться на телевидении было трудно. И так было всегда.
Я, к примеру, даже не знаю, что сказать человеку, который задаст мне вопрос о том, как добиться успеха на телевидении. Я буду в ужасе смотреть на него, понимая, через что ему предстоит пройти.
На телевидении царят очень сложные отношения и не так уж все это просто. Репутация зарабатывается годами.
- Как думаете, российское телевидение в своей массе профессионально?
- У меня очень много претензий к российскому телевидению. Но, глядя на телевидение в других странах СНГ, я понимаю, что мы ушли очень далеко. На втором месте украинское, но и оно отстает лет на десять. А телевидении других стран отстает на еще большее количество лет. К сожалению, то, что я смотрел по азербайджанским телеканалам, напомнило мне Советский Союз. Такое ощущение, что люди не желают учиться или здесь нет школы, где готовили бы кадры. Ведь можно же пытаться повторить что-то даже просто смотря российское телевидение.
- А в чем секрет профессионализма российского телевидения?
Самое главное, это люди. Всегда. Очень многие просто не понимают, что они делают. Людей, понимающих что, почему и ради чего они это делают – единицы.
- А чем отличается профессия репортера?
Репортер – это главный человек на телевидении, как мне кажется. Потому что именно в нашей профессии соединяется множество других. Репортер – это хороший журналист, сценарист, продюсер, актер, оператор, музыкальный редактор. То есть эта профессия находится на стыке множества других.
Репортером стать можно, но для этого нужно иметь два качества, которым научиться просто невозможно. Первое – это детский интерес к жизни. Второе - умение рассказывать истории. Оба этих качества врожденные, их на мой взгляд приобрести невозможно.
- К телевидению стали относиться как к вселенскому злу, его обвиняют в том, что в обществе сегодня слишком много насилия, и ТВ выполняет функцию зомбирования масс. Вы разделяете эти опасения?
- Безусловно. У нас есть канал, который я просто запрещаю смотреть своим родным. Это канал НТВ, у меня ощущение, что там работают государственные преступники, поскольку то, что они делают - это уголовное преступление. Я всегда об этом говорю, кричу со всех трибун. Это непозволительно. Насилие, кровь, трупы, убогость – во всем ищут негатив. Моя же концепция, что во всем надо искать позитив.
Правда, я в конце восьмидесятых сам делал очень много «чернухи», но это было время развала СССР, мы только стали отходить от цензуры и как только появилась возможность делать что-то новое мы тут же ею воспользовались. Моя студия выскочила как раз на этой волне. Но я был молод, может, и сам не осознавал, что это не слишком хорошо.
- Как можно изменить ситуацию на телевидении?
- В России картина такова, что только решение первых лиц государства может что-то исправить.
Рена Юзбаши