Людмила Решетникова: «Первоначально необходимо решить проблему разграничения акватории Каспия, которая является камнем преткновения» | 1news.az | Новости
Интервью

Людмила Решетникова: «Первоначально необходимо решить проблему разграничения акватории Каспия, которая является камнем преткновения»

11:48 - 06 / 04 / 2010
Людмила Решетникова: «Первоначально необходимо решить проблему разграничения акватории Каспия, которая является камнем преткновения»

Интервью 1news.az с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры международных отношений, регионоведения и политологии Волгоградского государственного университета Людмилой Решетниковой

- Что, на Ваш взгляд, является основными угрозами безопасности в Каспийском регионе?

- Основными угрозами можно выделить все тот же вопрос о наращивании военного потенциала прикаспийских государств с учетом того, что Каспийской регион может пополниться еще одной ядерной державой вблизи границ Российской Федерации, потенциальная угроза военного удара США по иранским ядерным объектам, наличие экологической угрозы для экосистемы Каспия. Плюс, безусловно, Каспийский регион не становится безопаснее в связи с непрекращающейся нелегальной торговлей оружием и нарко-потоками, ключевые пункты которых располагаются в Каспийских портах.

- Эксперты пяти прикаспийских государств ведут работу над разработкой соглашения по безопасности на Каспии. Насколько реально договориться по этой теме странам, между которыми имеется ряд принципиальных разногласий, в том числе по вопросу военного присутствия в регионе военных сил вне-региональных стран?

- Можно сказать, что первый шаг к этому был сделан, когда была подписана Декларация Второго каспийского саммита, в которой прикаспийские государства обозначили Каспийское море как то место, где навигация ведется исключительно судами пяти стран. Лидеры прикаспийских государств выступили, так или иначе, за соблюдение принципов безопасности Каспийского региона. Правда, это не означает, что государства отказываются от обеспечения безопасности национальных прибрежных зон своими силами, уповая только на создание, может быть в будущем, единой структуры. Многие проблемы исходят из политики современного руководства Ирана, обеспокоенного тем, что соседние прикаспийские страны могут предоставить свои территории для других государств (враждебных Ирану). Однако, например, между Ираном и Азербайджаном есть Пакт о ненападении исключающий такую возможность. Соглашусь, конечно, с мнением, что первоначально необходимо решить проблему разграничения акватории Каспия, которая является главным камнем преткновения и для обеспечения полноценной безопасности Каспийского моря. Ведь в свое время отсутствие соглашения о делимитации Каспийского моря повлияло на военные действия Ирана на Каспии.

- Прежний президент Туркменистана С.Ниязов был известен своей оригинальной позицией, в том числе по каспийской проблематике. Как считаете, будет ли нынешний туркменский лидер К.Б ердымухамедов таким же более конструктивным по этой проблеме, каким он кажется в решении ряда других вопросов?

- Считаю, что в вопросе делимитации Каспийского моря – да, г-н К. Бердымухамедов будет придерживаться того же курса, что и его предшественник. Ставки в вопросе о принадлежности спорных месторождений высоки, поэтому президент Туркменистана вряд ли будет делать уступки, например Азербайджану. Скорее наоборот. Да и потом, отстаивая свою позицию в споре месторождений с Азербайджаном на Каспии, туркменское руководство проводит переговоры о (континентальной) транспортировке своих ресурсов с тем же Ираном или Казахстаном, показывая себя как сторону, с которой можно договориться.

- Как бы Вы прокомментировали мнение о том, что угроза военного присутствия США в регионе делает Иран более сговорчивым в решении проблемы раздела Каспия?

- Ваше замечание о том, что угроза военного присутствия США на Каспии делает Иран более сговорчивым не лишено смысла. Хотя для России такое присутствие нежелательно. ОДКБ. Однако, в Иране во имя избежания давления вне-региональных сил также ведь  стремятся развивать военную инфраструктуру на Каспии. Тем более, что в Иране с недоверием смотрят на развивающуюся при помощи США военно-морскую флотилию Казахстана. Также следует заметить, что Россия вряд ли допустит американского военного давления на Иран в вопросе о разделе Каспия.

- Несколько лет иранские военные силы под угрозой применения силы вынудили азербайджанские суда прекратить исследование на приграничных месторождениях энергоресурсов…

- Сейчас повторение подобного сценария кажется маловероятным. Опять-таки если вспомнить 2001 год, когда произошел инцидент с арестом иранским военным кораблем исследовательского судна «BP» в районе спорного ирано-азербайджанского участка, то никаких особенных дивидендов Ирану это не принесло, и наоборот стало толчком для процесса милитаризации в прикаспийских государствах. Сейчас в Иране прекрасно понимают, что подобное проявление силы станет экстраординарным и только добавит проблем в отношения между Ираном и бывшими советскими республиками Каспия. Тем не менее, это не означает, что сами пять государств откажутся от идеи развивать свои вооруженные силы на Каспии, сохраняя такую политику в качестве одного из инструментов поддержания баланса сил в регионе. И так понятно, что Иран столкнется  с мощным противодействием, если решит предпринять в будущем какие-либо меры  агрессии в Каспийском море.

- Может ли Россия привлечь к обеспечению безопасности на Каспии организацию ОДКБ, одним из членов которой является Армения, находящаяся в состоянии войны с Азербайджаном?

- Думаю, если бы Россия могла бы привлечь ОДКБ на Каспии, то попыталась бы это сделать, закрепить за ОДКБ статус главного регионального «каспийского стража». Хотя в рамках некоторых учений ОДКБ отрабатывались военные сценарии на Каспийском море (но это было сделано без участия Армении, в составе России, Казахстана и Узбекистана). Но, как Вы верно отметили, состояние войны между Арменией и Азербайджаном не представляет  пока возможность для ОДКБ обеспечивать безопасность на Каспии, поэтому, если Вы помните, РФ предложила специальные силы быстрого реагирования КАСФОР, эта инициатива пока, что опять-таки осталась без должного внимания прикаспийских государств, так и оставшись одним из потенциальных вариантов.

Тем более, что как заявляли дипломатические представители Казахстана, ввиду существующих вызовов безопасности на Каспии, приграничные силы каждой из сторон в состоянии нести охрану своих объектов на Каспии сами вне рамок специальной организации.  В целом надо заметить, что организационное сотрудничество (то есть развитие отношений между пятью прикаспийскими государствами в рамках какой-либо единой структуры) на Каспии складывается не слишком успешно. Если вспомнить Организацию экономического сотрудничества прикаспийских государств, которая так и осталась номинально на бумаге. Как показывает опыт пока что прикаспийские страны способны договариваться на двух - трехсторонней основе.

Махир Мамедов

Поделиться:
3323

Последние новости

Все новости

1news TV