Эдуард Попов: «Турция и Бразилия добились от Ирана того, чего США не смогли сделать за долгие годы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем Черноморско-Каспийского информационно-аналитического Центра РИСИ Эдуардом Поповым.
- Какие у Вас впечатления о Баку?
- Я впервые в Баку и у меня сложилась масса позитивных эмоций о Баку, бакинцах и всем азербайджанском народе. Меня больше всего поразили тут две вещи: бурное строительство и радушное гостеприимство людей. В общей массе азербайджанский народ добрый и я обнаружил много параллелей между русскими и азербайджанцами. Наши народы психологически очень совместимы. Меня поразили русские, проживающие в Азербайджане: они очень гармонично влились в азербайджанский народ и вобрали в себя весь кавказский и азербайджанский колорит.
Естественно не могу не отметить азербайджанскую кухню, разнообразие и богатство которой не может не поразить.
- Вы стали первым сотрудником Российского института стратегических исследований, прошедшим стажировку в ЦСИ Азербайджана, стали пионером в этой сфере сотрудничества между РИСИ и ЦСИ.
- Будучи в Баку, руководитель Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников отметил, что ЦСИ Азербайджана является первым партнером возглавляемого им института. Отмечу, что РИСИ создан в феврале 1992 года, как научно-экспертное учреждение в помощь выработки органами власти РФ стратегических внешнеполитических решений.
Глава РИСИ Решетников особо отмечал, что после того как президент РФ стал учредителем РИСИ и наш институт начал функционировать при аппарате президента РФ, глава ЦСИ Азербайджана Эльхан Нуриев был первым, кто поздравил нас. Первый наш «круглый стол» в Москве прошел с ЦСИ Азербайджана и обмен стажерами мы также начали с ЦСИ Азербайджана.
- Каковы впечатления от стажировки в ЦСИ Азербайджана?
- Считаю нужным высказать благодарность всему составу ЦСИ от его главы Эльхана Нуриева до рядовых сотрудников, которые создали все условия для моей стажировки и знакомства с Азербайджаном и его научно-аналитическим опытом. Несмотря на свою молодость ЦСИ Азербайджана уже зарекомендовал себя как серьезный «мозговой» центр и занял достойное место в международных экспертных кругах. У ЦСИ Азербайджана большое будущее, молодой коллектив с высоким уровнем языковых и специализированных знаний. Уровень знания иностранных языков и предмета поразил меня здесь: чувствуется серьезное отношение к подбору кадров и специалистов.
- В Баку прошел «круглый стол» с участием российских и азербайджанских экспертов. Как Вы оцениваете прошедшее мероприятие?
- «Круглый стол» в Баку на тему «Роль России и Азербайджана на Ближнем и Среднем Востоке», стал более широким продолжением прошедшей в прошлом году встречи в Москве между российскими и азербайджанскими экспертами. На мероприятии в Баку уже обсуждались конкретные вопросы мировой и региональной геополитики и возможная координация действий России и Азербайджана по ним.
Высокий интерес российской стороны к Азербайджану обусловлен тем, что ваша страна занимает уникальное географическое место, энерготранзитную роль и имеет специфическое культурно-религиозное место, являясь своеобразным мостом между Востоком и Западом. Дело в том, что Азербайджан и России имеют 200-летнюю историю тесных отношений в рамках одного государства: сперва Российской империи, затем СССР. Азербайджан является понятным посредником и партнером для России и являясь уникальной площадкой может играть большую роль в российской политике в регионе Ближнего Востока.
Честно говоря, я был приятно удивлен и получил одно удовольствие от уровня знаний, интеллекта и аналитических способностей азербайджанских экспертов. Знание проблематики и уровень аналитики говорит о том, что в Азербайджане самодостаточное экспертное сообщество ничем не уступающее экспертам ведущих стран мира.
- В ходе «круглого стола» в Баку Вы выступили по кругу вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Как Вы расцениваете недавнее соглашение по обогащению урана для Ирана, достигнутое при содействии Турции и Бразилии?
- Несомненно соглашение подписанное при посредничестве Турции и Бразилии является позитивным фактом в деле разрешения иранской ядерной проблемы. Но у меня есть тревога по поводу того, как реагируют на этот документ США и Израиль. Я думаю, что Запад все-таки сделает упор на применение силы против Ирана, несмотря на позитив достигнутый в документе подписанном в Тегеране при содействии Турции и Бразилии.
Отмечу, что соглашения достигнутые Турцией и Бразилией в Тегеране находятся в русле тех предложений, которые озвучивали Россия, Китай и другие члены Совбеза ООН. Фактически Турция и Бразилия добились от Ирана того, чего США не смогли сделать за долгие годы, равно как и другие члены ядерного клуба. Но вызывает тревогу жесткая бескомпромиссная позиция США и Израиля, которые теперь сами же и идут на обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы.
Я считаю, что единственными арбитрами в этой ситуации является МАГАТЭ и Совбез ООН, а позиция США все-таки так и остается частным мнением и не более того. Нужно оставаться в рамках правового поля созданного МАГАТЭ и Совбез ООН, поскольку мы уже стали свидетелями американской фальсификации относительно наличия химического оружия у Ирака и того, чем обернулось военное вмешательство в эту страну. И это не один факт, к сожалению есть множество прецедентов того, когда США действовали в обход мнению ООН и других организаций и стран.
- Какова позиция России относительно иранской ядерной программы и развития ситуации в Прикаспийском регионе?
- Россия как член ядерного клуба не заинтересована в распространении ядерного оружия и расширении этого клуба и вступлении в него Ирана. Такой же позиции придерживается и Турция, о чем не раз говорил премьер-министр Эрдоган. Надеюсь, что иранская проблема не станет причиной для нового конфликта в регионе, в чем не заинтересованы, ни Россия, ни Турция, ни тем более Азербайджан. Подробную информацию о негативных рисках и последствиях применения жестких санкций против Ирана дал в Баку в своем выступлении научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александр Кузнецов.
На «круглом столе» обширную информацию, интересную российским экспертам представила научный сотрудник ЦСИ Гюльмира Рзаева, выступление которой было посвящено состоянию и перспективам энерготранзитного сотрудничества между Азербайджаном и Россией. Страны Прикаспийского региона не заинтересованы в обострении ситуации в регионе и желаю расширения интеграционных связей между государствами. Мне понравилось выступление на «круглом столе» в Баку азербайджанского эксперта Фикрета Садыхова, который дал серьезный анализ структуры отношений Азербайджана со странами Среднего и Ближнего Востока. Представленная им концепция развития этих отношений требует пристального внимания со стороны экспертного сообщества России.
- Как Вы оцениваете возможность создания геополитического треугольника Россия-Турция-Украина?
- На политической карте мира и регионов можно начертить множество различных треугольников и иных геометрических фигур – главное, чтобы подобные проекты имели твердую долгосрочную основу и не оставались лишь геометрическими фигурами. Безусловно, сближение позиций между Россией и Турцией несет в себе большой позитив, тем более, что обе страны имеют схожие взгляды по ряду важнейших международных и глобальных вопросов. Россия и Турция – это две цивилизации, имеющие общий антизападный заряд, поскольку исторически Европа и Запад смотрели на эти два государства свысока с пренебрежением. Поэтому стратегически Россия и Турция, будучи евразийскими странами заинтересованы в том, чтобы внешние силы и другие страны не вмешивались в дела региона.
Этот общий интерес ярко проявился в период августовской войны 2008 года в Грузии, когда общими усилиями Москве и Анкаре удалось не допустить углубления конфликта в Причерноморском регионе. Методичное проникновение США в регион и вмешательство в дела ряда стран региона представляет угрозу и для интересов России и Турции. У обеих стран есть понимание этой проблемы и широкое сотрудничество, будущее которого, во многом зависит от дальнейшего внутриполитического развития в России и Турции.
А что касается отношений с Украиной, то отмечу, что народ Украины и России единый, который ныне существует в двух государствах. Россию многое связывает с Крымом и Севастополем, которые являются одной из славных страниц российской истории. И то, что теперь в этом вопросе между Москвой и Киевом есть полное взаимопонимание, относительно российской базы МВФ в Крыму и другим черноморским вопросам, является залогом поднятия двусторонних отношений до уровня стратегических.
- Насколько верно сложившееся мнение о том, что ключи разрешения Карабахского конфликта находятся в Москве?
- Конечно хотелось бы думать, что ключи разрешения Карабахского конфликта находились в Москве, но напомню, что даже у СССР не было ресурсов остановить разгорающийся в конце 80-ых гг. прошлого века армяно-азербайджанский конфликт. Тем более Россия не может сейчас все сама решить. Но последние 2 года при широкой инициативе России и других посредников удалось достичь некоторого оживления переговорного процесса. Тем не менее отмечу, что к сожалению нет краткосрочно решения конфликта и для этого требуются годы кропотливых переговоров. Надеюсь, что в ближайшие месяцы можно будет ожидать прогресса в деле разрешения карабахского конфликта. Особо отмечу, что Россия признает территориальную целостность Азербайджана и этот принцип является базовым для всех посредников переговорного процесса по разрешению Карабахского конфликта.
Ризван Гусейнов