Книжный вопрос: почему молодежь не читает? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Книжный вопрос: почему молодежь не читает?

13:42 - 17 / 06 / 2010
Книжный вопрос: почему молодежь не читает?

Почему наша молодежь не читает? Сложный вопрос и неблагодарный, особенно для отвечающего. Потому оговорюсь заранее – данная статья не есть попытка ответа на вопрос. Это лишь попытка поделиться мыслями... 

В первую очередь следует задаться рядом других вопросов и определиться с тем, что такое книга. Помните ли вы название первой прочтенной вами в детстве книги? И вообще было ли это в детстве или в зрелом возрасте? Это был ваш собственный выбор или кто-то вам ее посоветовал? Родители? Может быть школьный учитель? Это была книга с полки дома или вы взяли ее в библиотеке? И есть ли в вашем доме вообще книги? Вы когда-нибудь задавались вопросом почему Запад уже много веков опережает Восток? Почему прогресс, начиная с 15-го столетия неразрывно связан с европейской цивилизацией?

Почему момент, когда немецкий ювелир Иоганн Гутенберг создал печатный станок, когда процесс книгопечатания из искусства превратился в Европе в мануфактуру, стал моментом, когда Запад однозначно и на века обогнал в развитии Восток? Потому что книга стала дешевле и доступнее. Книга стала «быстрее».

Учение перестало быть достоянием пыльных монастырских темниц, появились первые общественные библиотеки, резко стало расти количество появлявшихся университетов в Европе, со всеми вытекающими отсюда последствиями для научно-технического прогресса и уровня развития общественных отношений.

Неслучайно этот период в дальнейшем назовут Ренессансом, эпохой Возрождения. А тем временем, Восток все еще продолжал выделывать красивые узоры на пергаменте... Книга на Востоке все еще оставалась искусством. 

Книга, как бы это банально ни звучало, есть в первую очередь ключ к знаниям, средство их получения. А знания есть сила (умение) - средство удовлетворения потребностей, потребностей в еде, питье, жилище, половом влечении, личной безопасности и далее по пирамиде Маслоу.

Молодец тот, кто впервые сумел сбить палкой  с дерева яблоко для пропитания. Еще больший молодец тот, кто додумался до этого. Но поистине велик был тот, кому пришла в голову идея письменно отразить этот процесс для потомков. Неслучайно история, как наука, началась именно тогда, когда была изобретена письменность. И наука эта изобилует примерами того как древние цивилизации не имеющие собственной или перенятой у других письменности были обречены на порабощение и гибель.

Вы можете возразить автору сих строк, мол «выгляни в окно, кому все это нужно», «раньше так не было, времена изменились», «теперь знания не ценятся, вот и перестала молодежь читать», «зачем читать, если нынче и полуграмотным можно в люди выбиться» и т.д. Соблазнительность данных аргументов в том, что они затрагивают проблему актуальности чтения сквозь призму кризиса ценностей, а поскольку кризис этих самых ценностей присутствует (ибо печатая эти строки я вижу на одном из местных каналов именно то, что вижу), то аргументы близки и знакомы. Грубо говоря, если по причинам незрелости общества и его транзитарного состояния, оно устроено так, что можно добыть яблоко с дерева не ковыряясь в ветках палкой, и уж тем более не читая как это делается, то зачем портить зрение? Однако тут есть одно важное «но».  

Проблема кроется в самой сути утилитарного, прикладного подхода к книге и чтению, к знаниям. Если книга есть источник знаний, то знания нужны чтобы заработать на то самое яблоко с дерева (или более актуальный, азербайджанский вариант этого яблока, мечта среднестатистического «гагулика» - «Абъект, инфинити, маська, навастройка»).

Здесь книга и знание – не более чем средство, что в принципе понимаемо и поддается человеческой логике. Но мало кто задумывается над тем, что кризис ценностей в данном случае выражен не в кризисе средств, а в кризисе мечты («Абъект, инфинити, маська, навастройка»), ибо не средства, а именно мечта олицетворяет ценность и является определяющей.

Иными словами, не нужно с восьми лет зачитываться о приключениях королевских мушкетеров, о подвигах Айвенго, о муках Гуинплена, о дедуктивном методе Холмса или о трагедии Раскольникова, чтобы достичь когда-нибудь уровня «Абъект, инфинити, маська, навастройка». И ни Дюма, ни Скотт, ни Гюго, ни Конан Дойль, ни Достоевский не виноваты в том, что молодежь нашего общества, вышедшего 15 лет назад из одной общественно-политической формации и переходящего (пока лишь переходящего!) к другой, выбрало ту мечту («Абъект, инфинити, маська, навастройка»), которую нельзя назвать по иному как утробно-алверным фул-пакетом под брендом «Özünə gün ağla ay bala!». Согласитесь, что для осуществления такой «мечты» достаточно быть просто в меру образованным и предприимчивым человеком с деловой хваткой и долей везучести, и домашняя библиотека с многотомниками тут не нужна.   

Интересно, что автором бренда «Özünə gün ağla ay bala!» является именно старшее поколение. Поколение наших родителей, потерянное в большей своей массе поколение, люди, которым было от 35 до 45 лет в тот момент, когда построенные ими на комсомольских свадьбах, в лабораториях НИИ, в деканатах передовых республиканских ВУЗов и столовых всякого рода проектных институтов «замки мечты советской интеллигенции» рухнули в одночасье, не оставив после себя ничего кроме личных трагедий, моральной боли, тяжелейшего «отходняка», идейного (идеологического) вакуума и серой реальности будней начала 90-х годов. Будней, которые погнали эту самую начитанную интеллигенцию в мелкий алвер, заставляя выживать кто как может и кому как не стыдно. Естественным по этим причинам является то, что после страшнейшей социальной катастрофы конца начала 90-х годов у поколения наших родителей выработалась стойкая аллергия ко всякого рода мечтам и высоким материям гуманитарного характера.

Капиталистическую реальность это поколение или не воспринимает вовсе, «застряв» в середине 70-х годов или воспринимает эту самую реальность в ее самой крайней, утилитарной, материальной, меркантильной форме. Итог - «Özünə gün ağla ay bala!». А ведь именно это поколение экономило когда то на всем чтобы приобрести по подписке для нас с вами родимых очередное собрание сочинений. И именно оно стало убивать в нас эту пассионарность героев художественной литературы.  

Отношение к книге и знаниям в нашем обществе приняло чрезвычайно прикладной и утилитарный характер – читаем в основном только то, что пригодится чтобы «заработать на хлеб». Наложите это на имеющиеся в данный момент проблемы в сфере образования (отрицать которые полностью было бы несерьезно), проблему азербайджано- и русскоязычной аудитории, проблему разницы в качестве публикуемых в стране и поступающих из-за пределов книг на азербайджанском и русском языках, прибавьте также твердо укоренившееся «джехизное» отношение к ВУЗовским дипломам, и посмотрите какая гремучая азиатская смесь получится из всего этого.

И это главный бич всех стран где переизбыток технократов и мало гуманитариев - возникает путаница понятий «образованности» и «начитанности». Несомненно, образованность и начитанность есть части единого целого, ибо и то и другое начинается с книги.

Но разница в том, что начитанный человек, как правило образован. Но не каждый образованный человек является начитанным. В качестве доказательства можно привести массу примеров, когда люди прекрасно образованы, по своей специальности они прочли кучу книг, их узко-специализированная образованность превосходно проявляет себя в прикладном (социальном и карьерном) смысле, и многие, как говорится,özlərinə gün ağlayıblar. Но при этом с этими людьми не о чем поговорить, кроме как об их профессиональных обязанностях или очередном выпуске какого-нибудь магазинного-шоу на их любимом канале ТВ.

Так как в стране уже многие годы подряд стабильное экономическое развитие, спрос на квалифицированные людские ресурсы в частном секторе, являющемся локомотивом роста, остается высоким. Но частный сектор это не тот сектор, где часто нужны гуманитарии, при этом основная часть мыслящей вменяемой молодежи страны ориентируется именно на него. Обратите внимание на книги которые в руках молодежи на улицах, – в 95% случаев это различного рода учебники, это не художественная литература, это книги, которые учат, но не воспитывают. Özümüzə gün ağlayırıq.

Конечно, даже такой утилитарный и потребительский подход к книге и чтению лучше полного его отсутствия и лучше чем воспитания в духе «Абъект, инфинити, маська, навастройка». Но в таком случае, лет через 15 нас ждет предельно технократическое и бездуховное общество, в котором забудут об одном из величайших удовольствий – типографском запахе новой книги. А все необходимые навыки (ибо это уже будут не знания, а именно навыки) можно будет прочесть в интернете, или очередном бестселлере из серии «для даунов за три дня».

Гейдар Мирзаев

Секретарь по проектам и корпоративным отношениям Общественного Объединения «ИРЕЛИ»

Поделиться:
8739

Последние новости

Все новости

1news TV