Пятимерные шахматы - АНАЛИТИКА
Как известно, исторически слово диаспора (от греческого – «рассеяние») определялось как «часть народа, живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины».
Однако сегодня, в эпоху глобализации и транснациональных социальных сетей, именно, наличие социальных институтов для поддержания и развития этнической общности преобразует группу людей, проживающих за пределами своей страны, в диаспору в современном понимании этого слова. И благодаря именно этому фактору диаспора может превратиться в полноценного участника системы политических, социально-экономических и культурных отношений как внутри страны проживания, так и на международной арене.
Конечно, сегодня многие страны сталкиваются с деятельностью различных этнических диаспор, однако, именно, в США лоббизм, в том числе, и этнический, является неотъемлемой частью сложившегося за долгие годы эффективного механизма формирования и принятия важнейших решений в вопросах внешней политики этой страны.
Дж.Ньюхаус, автор книги о деятельности иностранных лобби, даже образно сравнивал лоббизм с игрой в «пятимерные шахматы», имея ввиду такие основные объекты лоббирования как Белый дом, Конгресс, министерства, а также Республиканскую и Демократическую партии.
Считается, что традиция лоббирования возникла еще во времена президентства У.Гранта (1869-1877), когда он вместе с министрами и другими членами своей команды встречался с рядовыми американцами и выслушивал их просьбы и пожелания относительно методов ведения государственной дел. От названия места, где происходили эти встречи – в вестибюле отеля (lobby на английском языке) – и произошло слово лоббизм, которое в позитивном смысле, как известно, означает законную деятельность по оказанию влияния на принятие государственными органами управленческих решений в интересах различных общественно-политических и социально-экономических структур.
Надо заметить, что возникшее изначально как «нация эмигрантов», американское общество в целом развивалось под воздействием двух, на первый взгляд, противоречивых тенденций: с одной стороны в США формировалась единая американская нация, объединяющая представителей различных рас и народов из многих стран, a с другой стороны внутриполитический плюрализм и демократия способствовали сохранению национального самосознания, укреплению исторических, культурных и языковых традиций многочисленных этнических групп. Одновременно, правительство США зачастую поощряло, а иногда и напрямую использовало активное участие этнических диаспор во внешней политике, рассматривая этот процесс как позитивный фактор, способствующий продвижению основных американских ценностей и, соответственно, усилению влияния США за рубежом.
Именно в таких благоприятных условиях создавался и развивался институт этнического лоббизма в США. Стоит отметить, что исторически среди самых первых и наиболее убежденных лоббистов иностранных интересов в США была ирландская диаспора, которая с начала XIX века оказывала материальную и политическую поддержку ирландским националистам. После подписания в 1998 году Белфастского мирного договора, который стал решающим шагом на пути стабилизации политической ситуации в Северной Ирландии, бурная внешнеполитическая активность ирландской диаспоры переживает такой же естественный спад, который испытали в свое время некогда влиятельные итальянские и немецкие общины. Интересные изменения, происходят и с этническими лобби, сформировавшимися из представителей стран восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР, которые на протяжении всей «холодной» войны чаще всего выступали последовательными противниками коммунистических режимов на своей бывшей родине. Сегодня, после падения этих режимов и распада Советского Союза, эти диаспоры охотно сотрудничают с государственными и общественными структурами, принимая активное участие в политической, экономической и культурной жизни своих стран.
В последние годы широкое распространение этнического лоббизма, как формы «давления» национально-этнических групп на органы власти с целью принятия выгодных для этих групп решений, стало возможным благодаря демократизации внутриполитической жизни многих стран, росту национального самосознания и, самое главное, активизации миграционных процессов в условиях глобализации. Сохранение тесных связей мигрантов с этнической родиной способствует формированию транснациональных сообществ, в рамках которых развиваются и поддерживаются семейные, социальные, экономические, политические, организационные и религиозные взаимоотношения отношения, являющиеся питательной средой для этнического лоббизма. Сегодня представители диаспор и созданные ими многочисленные организации четко осознают свой коллективный интерес и реализуют его не только в США, где лоббизм давно стал вполне открытой и легитимной формой политического деятельности, но и на своей этнической родине.
Ярким примером такой диаспоры, активно воздействующей на принятие внешнеполитических решений, как в США, так и на своей исторической родине, является армянская диаспора. Порой создается впечатление, что позиционируя себя как хранительницу истинного духа армянской нации, обладая широкими возможностями экономического воздействия на власти в Ереване, диаспора нередко подсознательно рассматривает нынешнее Армянское государство как всего лишь удобный инструмент для достижения собственных, порой, иррациональных целей, в основном связанных с проведением масштабной компании по международному признанию «геноцида» и созданием всевозможных дипломатических проблем для Турции. В связи с этим, будем надеяться, что ухудшение отношений между Турцией и Израилем не повлияет на традиционные взаимоотношения между американскими диаспорами этих стран, на что, судя по всему, очень надеется армянская диаспора, вновь актуализировав вопрос о признании событий 1915 года как «геноцид» армян в Османской Турции.
К сожалению, при анализе проблем связанных с деятельностью армянской диаспоры приходится также учитывать важный фактор, о котором упоминал Ж.Либаридян, полагая, что события 1915 года, существенно повлияли на восприятие частью диаспоры Карабахского конфликта как своеобразного «реванша» за некогда утраченные земли в Турции. Это «направление» деятельности диаспоры особенно резко проявилось при обсуждении и принятии печально известной 907-ой поправки. Т.Гольц в недавней статье «В Баку недовольны», опубликованной в очень влиятельном американском журнале «Foreign Policy», пишет, что эта пролоббированная армянской диаспорой поправка с точки зрения Азербайджана является наиболее тягостным оскорблением со стороны американцев, замечая, что фактически она «ограничивает межправительственную помощь Баку со стороны Америки до тех пор, пока Азербайджан не капитулирует в порочной войне с Арменией за Нагорный Карабах». Справедливости ради, надо отметить, что исполнительная власть в США традиционно более ориентирована на проведение рациональной и прагматичной внешней политики, в отличие от власти законодательной, что, в частности, проявилось в том, что, начиная с 2001 года, Президент США использует свое право вето в отношении этой поправки.
Эти очевидные различия в подходах к международным отношениям различных ветвей власти, а также огромное влияние общественного мнения и СМИ очень эффективно используют наиболее успешные этнические лобби в США, которые, естественно, существенно отличаются как по основным направлениям деятельности, так и экономическим возможностям. Важным также является исторический путь развития разных этносов, так как в судьбе некоторых народов традиционную роль всегда играла диаспора, и в качестве примера можно упомянуть еврейский народ, который веками существовал только в форме диаспор в различных странах. Неудивительно, что в США, внешнеполитическая деятельность этой диаспоры связана, в первую очередь, с Израильским государством. Можно сколь угодно долго дискутировать на неоднозначную и неблагодарную тему о совпадении стратегических интересов Израиля с национальными интересами США, однако даже самые строгие критики еврейского лобби признают, что деятельность этого лобби очень эффективна. Пожалуй, именно у этой диаспоры, с которой как у нашей диаспоры в США, так и у Азербайджанского государства на основе общих интересов сложились неплохие взаимоотношения, и надо учиться искусству игры в «пятимерные шахматы».
Гюльшен Пашаева,
заведующая отделом анализа внешней политики
Центра стратегических исследований Азербайджана