Армянская «оккупационная» оборона – самообман vs реальность - АНАЛИТИКА
Произошедший 18 июня вооруженный инцидент на армяно-азербайджанской линии фронта, окончился весьма плачевно для армянской стороны что, позволяет сделать некоторые новые выводы.
Тем более, что чуть позже, ночью 21 июня армянская сторона попыталась «оправдать» свою неудачную провокацию и совершила диверсию проникнув через линию фронта, в результате чего потеряла по неофициальным данным еще троих своих солдат.
Напомним, что в результате столкновения 18 июня между вооруженными силами Азербайджана было убито четыре и ранено четыре армянских солдата. Однако согласно неофициальным армянским источникам и сообщению Минобороны Азербайджана число погибших и раненных с армянской стороны значительно выше. С азербайджанской же стороны геройски погиб один солдат ВС Азербайджана. Если приплюсовать погибших ночью 21 июня армянских диверсантов, то потери армянской стороны только убитыми за несколько дней составили около 10 солдат.
Стоит отметить, что 4 марта 2008 года также имел место вооруженный инцидент между ВС Азербайджана и Армении, в котором погибло 12 армянских и 4 азербайджанских солдата. Уже тогда, по мнению военных экспертов и аналитиков, стало ясно видно преимущество и более высокая боеспособность азербайджанской армии, которая при меньших потерях смогла нанести значительный урон армянской стороне и показала свое превосходство в окопной или позиционной войне. Дело в том, что последние 5-7 лет азербайджанская армия начала кардинальное перевооружение и реформирование своей военно-технической базы. Оснащение ВС Азербайджана новыми современными видами вооружений, техники, авиации вызвало ревностное отношение со стороны армянского экспертного сообщества.
Со стороны официального Еревана перед армянской агитационной машиной была поставлена задача преуменьшить значимость потенциала азербайджанских ВС и найти аргументы, которые позволят убедить армянское общество в «высокой боеспособности и преимуществе» армянских ВС. С этой целью, армянские «агитпроповцы», признавая растущее преимущество азербайджанской авиации, ракетных и других наступательных вооружений, тем не менее утверждали, что боевой дух и опыт армянских солдат и командиров является залогом того, что Армения сможет и далее «защищать» оккупированные азербайджанские территории. Выдвигалась теория, что сооруженные на оккупированных территориях укрепрубежи, глубоко эшелонированная оборонительная система и опыт армянских полевых командиров позволит успешно удерживать наступление азербайджанской армии.
Затем со стороны Азербайджана последовал еще более конкретный мессидж: с 22 по 24 июня прошли широкомасштабные совместные учения частей Минобороны, Внутренних войск Министерства внутренних дел и Государственной пограничной службы под названием «Отпор вооруженной агрессии против Азербайджанской Республике». В учениях приняло участие более 4000 военнослужащих, 100 танков, 77 единиц тяжелой техники, 125 видов артиллерийской техники, 17 видов боевых самолетов, 12 видов боевых вертолетов и 4 вида транспортных военных вертолетов.
Основной задачей учений стала координация действий силовых ведомств Азербайджана в период проведения операции по восстановлению территориальной целостности страны.
Однако для начала вернемся к вооруженному столкновению между ВС двух стран, имевшему место в марте 2008 года, заставившему крепко задуматься армянскую сторону.
Уже тогда армянские ВС понесли втрое больше потерь, что поставило под угрозу созданный для внутреннего и внешнего потребления миф о преимуществе армянского солдата над азербайджанским. Стало наглядно ясно, что несмотря на хорошо укрепленные и географически выгодные для армянской стороны позиции линии фронта на оккупированных землях, тем не менее ВС Армении несут даже в небольших стычках большие потери в живой силе. Однако и тогда армянская агитмашина нашла «выход» из ситуации, назвав позиционный успех азербайджанской армии «временным и случайным».
Но вооруженный инцидент между ВС Азербайджана и Армении, имевший место 18 июня и его итоги нанесли в этот раз многократный урон не только живой силе армянских ВС, но и еще больший урон по армянской агитации, построенной на «непобедимости» армянских воинов. Стало ясно, что армянские солдаты, даже готовящие провокацию, являются легкой мишенью для азербайджанских ВС.
Нарастающее преимущество азербайджанской армии на суше, в географически сложном рельефе прифронтовой линии, не может не вызывать серьезного беспокойства у армянского Минобороны и ереванских властей. В Армении понимают, что вместо армянского солдата никто (даже столь «любимое» армянами ОДКБ) не будет посылать своих солдат погибать на оккупированных Арменией азербайджанских землях.
А прошедшие 22-24 июня военно-тактические учения дали понять странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ и международному сообществу, что Азербайджан находится всего в одном шаге от того, чтобы полностью разочароваться в перспективности дальнейших мирных переговоров. Ведь США, Россия и Франция так и не смогли убедить официальный Ереван в необходимости принять обновленные Мадридские принципы. Демонстрация со стороны официального Баку военных учений, где были отработаны вопросы практического управления авиационными ударами и ведения огня артиллерийскими системами, развертывания десанта, участия различных родов войск и частей специального назначения в наступательных операциях, возымело на Ереван и мировое сообщество больше действия, чем годы бесплодных попыток убедить Армению в необходимости проявить конструктивизм в переговорах по разрешению Карабахского конфликта.
Сразу все закрутилось и завертелось. Президенты США, России и Франции выступили на встрече «большой восьмерки», состоявшейся в Канаде, с совместным заявлением относительно необходимости скорейшего разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Это был конкретный призыв к Армении принять обновленные Мадридские принципы. В регион Южного Кавказа уже прибыли сопредседатели МГ ОБСЕ и параллельно с ними госсекретарь США Хилари Клинтон, которые видимо, намерены приложить все усилия для того, чтобы попытаться удержать ситуацию вокруг Карабахского конфликта от скатывания к новой войне. Настала срочная необходимость срочно «спасать» ереванские власти, для чего и активизировались страны-сопредседатели. А ведь действительно заступникам Еревана есть чему беспокоиться.
Фактически для занимающегося изучением ситуации вокруг Карабахского конфликта военного экспертного сообщества из разных стран становится наглядно видно преимущество азербайджанской армии не только в воздухе, артиллерии и бронетехнике, но, что не менее важно и в сухопутных войсках. ВС Азербайджана реформируемые с целью ведения активной наступательной войны, неоднократно доказали, что могут наносить урон армянскому противнику, имеющему, по итогам первой Карабахской войны рельефное (географическое) и позиционное преимущество.
О том, что архаичная оборонительная система, созданная армянами на оккупированных азербайджанских землях, уже не представит серьезного препятствия для наступающей азербайджанской армии, не раз говорили зарубежные, в том числе российские, украинские, грузинские военные эксперты. Эту уверенность эксперты высказывали в связи с тем, что глубоко эшелонированные оборонительные укрепления уже давно не представляют препятствия для ударной авиации, бомбардировщиков и современных зенитных установок. Поэтому оборонительная система созданная армянами на оккупированных азербайджанских землях, ныне является самообманом, а не реальным средством защиты.
Можно твердо заявить, что Азербайджан, не начиная пока военной операции по освобождению оккупированных территорий, дает противнику возможно последний шанс одуматься и вывести войска с оккупированных территорий. Тем самым официальный Баку очередной раз проявляет добрую волю, стремление мирным путем разрешить Карабахский конфликт, демонстрируя терпение, которое действительно не бесконечно и есть все симптомы того, что оно подходит к концу.
Ризван Гусейнов