О моллах-мошенниках, или Ударим светом знаний по мраку невежества
К сожалению, случаи, когда поступки и слова моллы свидетельствуют о его полном невежестве, в наши дни далеко не редкость.
О том, что творят псевдо-моллы на поминках и кладбищах, давно уже ходят легенды. Причем, сталкивался с подобным чуть ли не каждый третий житель Азербайджана:
«Мне однажды рассказали, как молла читал молитву на похоронах о благополучном возвращении отправившегося в путешествие. Читал он ее на арабском языке, а мой товарищ неплохо владеет этим языком», - поделилась с нами одна из постоянных читательниц 1news.az.
Еще один читатель написал нам о возмутившем его случае, когда молла, читая молитву на кладбище, прервал ее, чтобы ответить на звонок по мобильному телефону. Прекратив чтение, он спокойно поговорил, после чего продолжил «молиться» как ни в чем не бывало.
Спекуляция на религии
«В 90-х годах, после распада СССР, в нашей стране образовался религиозный вакуум. За короткий срок, с 1991 по 1993 годы, в стране появилось около 1 тыс. 300 мечетей. Если учесть, что до этого периода у нас насчитывалось всего 18 мечетей и несколько религиозных центров, цифра впечатляет», - рассказывает председатель комитета по правам человека Милли Меджлиса Рабият Асланова.
По ее словам, в эти годы в стране началось религиозное возрождение. Однако именно тогда в этой сфере появились и некоторые спекулятивные моменты.
«Множество людей в ту пору «занялись религией», как бизнесом. Пользуясь неосведомленностью народа, лже-моллы брали на себя полномочия духовных наставников, подрабатывая на похоронах и поминках.
И хотя сейчас уже в Азербайджане появилось множество высокообразованных представителей духовенства (выпускники исламского университета и т.д.), религиозные аферисты продолжают свою деятельность. Все это ведет к крайне нежелательным результатам, рождая в обществе недоверие к религиозным деятелям, ведь лже-моллы часто не знают молитв, а то и вовсе говорят вещи, в корне противоречащие исламу», - считает Р.Асланова.
Одной из основных причин процветания религиозных аферистов, по мнению Р.Аслановой, является недостаток религиозного просвещения в нашем обществе.
«Именно с молчаливого согласия нашего общества, лже-моллы продолжают обманывать людей, диктуя свои условия. Они ведут себя наипозорнейшим образом, торгуются, пытаясь выпросить большее количество денег, не знают никаких молитв, зачитывая то, что записано на листке бумаги, зачастую, кириллицей. А ведь истинный молла должен знать Суры и Айаты из Корана наизусть.
Толкование священной книги – великий талант, духовный наставник обязан не только цитировать Коран, но и разъяснять его людям, прививая этические и нравственные ценности, быть мудрым помощником в сложные для человека моменты», - говорит Р.Асланова.
Выход в данной ситуации председатель комитета по правам человека видит в том, чтобы люди не оставались безучастными, столкнувшись с религиозными аферистами.
«Нанимая моллу на поминки, никто не спрашивает у него документов, а если непрофессионализм его виден невооруженным глазом, люди молча сносят и это, считая, что скандалы в такой момент неуместны. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, за помощью в поисках моллы, нужно обращаться в мечети, где людям посоветуют действительно верующего мусульманина, неспособного на какой-либо обман или мошенничество», - считает Р.Асланова.
На поминки за продуктами
Сложно передать словами возмущение человека, понесшего огромную утрату, и вынужденного в этот момент выслушивать требования «моллы».
Помимо оплаты за свои услуги, большинство лже-проповедников оговаривают количество и наименования продуктов (!) с поминок, которые нужно дать им с собой.
«Только осознание того, что в этот день не пристало устраивать скандалы, удержало меня от рукоприкладства в тот момент. Каким же цинизмом нужно обладать, чтобы выдвигать подобные условия людям, потерявшим близкого человека!», - поделился своей историей Анар Исмайлов.
Впрочем, от торгующегося моллы, они все же в тот день избавились, на помощь пришел друг семьи, пригласивший своего семейного проповедника, уважаемого моллу, проверенного годами.
По словам председателя Центра по защите свободы совести и вероисповедания DEVAMM, теолога Гаджи Ильгара Ибрагимоглу, миссия ведущего траурные поминальные мероприятия крайне важна для людей.
«Каждый из нас терял близкого человека, и поэтому точно знает, насколько важно слово пастыря, как в тяжелую минуту помогает коллективная встреча горя. Не менее важна персона того, кто призван облегчить боль от утраты. Ведь он не просто модератор, ведущий собрание, он - психотерапевт, помогающий справится с душевной болью. И с учетом этого, значимость личных и духовных качеств ведущего траурных мероприятий многократно возрастает. Именно поэтому, обман в такой момент – настоящий удар для человека, пребывающего и без того в тяжелом состоянии. Мошенники пытаются нажиться на чужом горе, и самое страшное, они делают это, прикрываясь самым святым - верой и эксплуатируя самое святое - любовь к ближнему», - говорит И.Ибрагимоглу.
«Обиднее всего то, что термин "молла", означающий "полный знаний", в нашем обществе ассоциируется с невежеством, отсталостью», - говорит теолог.
По его мнению, основной причиной происходящего является отсутствие общественной площадки для исламского просвещения.
«Несмотря на то, что я также имел неудовольствие наблюдать возмутительные ситуации, когда роль моллы брали на себя непросвещенные в этом вопросе люди, я решительно против начала моральной "охоты на ведьм". Ведь начав тотально преследовать всех кладбищенских служителей, мы будем «чесать всех под одну гребенку», и, возможно, жертвами этого преследования станут действительно верующие люди. Необходимо отделять зерна от плевел. Эта проблема - в области духовной сферы, соответственно, решение ее так же находятся в этой плоскости. Ситуацию могут улучшить просветительские программы в СМИ, публичные интерактивные лекции, разнообразные дискуссионные передачи, и др. Только светом знаний можно осветить мрак невежества», - считает И.Ибрагимоглу.
По его словам, несмотря на множество негативных факторов, в нашем обществе растет число молодых богословов, которые безвозмездно, или же не ставя во главу угла меркантильные соображения, готовы выполнить свою миссию и помочь ближнему.
«Слава Всевышнему, такие люди действительно есть. И если кто-то задастся целью, то несложно будет найти по рекомендациям людей, которые не ради барыша, а в силу своего вероубеждения приходут к вам, чтобы облегчить страдания», - говорит он.
Кладбищенская конкуренция
Тем временем конкуренция на кладбищах цветет буйным цветом. Как правило, территория любого погоста бывает поделена между «специалистами по молитвам», однако нередко тут возникают серьезные споры, которые доходят чуть ли не до драк.
Едва ступив за кладбищенскую ограду, посетитель сталкивается с целым строем «духовных служителей», любых возрастов.
Особой удачей тут считается заказ на прочтение молитвы на указанной могиле, когда родственники, уплатив за услугу, по тем или иным причинам при чтении «заупокойной» не присутствуют.
На расспросы такие моллы, как правило, отвечают неохотно. Разумеется, этому есть простое объяснение – большинство из них, обычные мошенники, решившие заработать на доверчивых гражданах.
По словам председателя Общества женщин-юристов, главы Общественного объединения просвещения по правам человека Ирады Джавадовой, наказать лже-проповедника с юридической точки зрения весьма и весьма сложно.
«Судебной перспективы такое дело не имеет, поскольку, закона, запрещающего объявляться себя моллой в уголовном кодексе Азербайджана нет. Можно, конечно, попытаться доказать, что подобные случаи подпадают под статью предусматривающую ответственность за мошенничество, однако все договора при найме моллы заключаются устно, а значит, доказать в суде, что договоренность действительно имела места, практически, невозможно», - считает И.Джавадова.
С мобильником наперевес
«Лже-моллы пользуются тем, что уровень религиозной грамотности у населения невысок. Далеко не каждый определит, что за молитву в настоящий момент читает «молла», и соответствуют ли его действия необходимым правилам», - говорит И.Джавадова.
По ее утверждению, в настоящий момент подобные случаи приобрели настолько массовый характер, что на прием к сомнительным «религиозным наставникам» люди записываются загодя.
«Поминальный обряд стал напоминать обычное застолье, где молла воспринимается, как тамада, ведущий траурную церемонию. Причем, периодически он прерывается на то, чтобы поговорить по мобильному телефону, его нисколько не смущает, что для этого приходится прервать молитву. Разумеется, ни о какой духовности в таком случае не может быть и речи», - считает И.Джавадова.
По мнению главы пресс-службы Госкомитета по работе с религиозными организациями (ГКРРО) Салеха Асланова, подобная проблема действительно существует.
«Несмотря на то, что в настоящий момент в Азербайджане есть достаточное количество грамотных религиозных деятелей, лже-моллы встречаются довольно часто. Бороться с этим явлением на административном уровне не представляется возможным. Единственный способ как-то справиться с этим негативным явлением, заключается в повышении уровня религиозной осведомленности в обществе. Мы рекомендуем гражданам относиться к выбору моллы более тщательно. Всегда можно обратиться за рекомендацией к Ахунду, который даст верный совет и порекомендует образованного, честного моллу, обладающего внутренней чистотой и необходимыми знаниями», - говорит С.Асланов.
К огромному сожалению, ситуация, сложившаяся с подачи мошенников, создала в азербайджанском обществе негативный стереотип о религиозных наставниках.
О них ходят анекдоты, высмеивающие жадность и невежество лже-молл, взявших на себя смелость читать молитвы. Оставаясь равнодушными к подобному произволу, мы даем этим псевдо-наставникам право и возможность насмехаться над нашей верой…
Лейла Лейсан