«Старые песни о главном», или Тактическая стратегия оппозиции
Конфигурация оппозиционного фланга политического пространства Азербайджана вполне может претерпеть изменения.
Вместо ожидаемого укрупнения партий, формирования единых позиций и списка на парламентских выборах мы наблюдаем еще большую раздробленность и разнобой отечественных политиков. На дворе 2010 год, а в ходу еще разговоры об ошибках, допущенных в 1992 году, отношении покойного Эльчибея к тому или иному политику, дискуссии о поведении того или иного политика, скажем так, десять лет назад. Со страниц малотиражных газет льется волны критики в адрес не оппонентов оппозиции, то бишь властей, а в адрес своих же коллег по оппозиции.
Как и предполагалось на повестке дня радикальной части оппозиции – развал блока «Азадлыг», эдакого мэйнстрима отечественного оппозиционного лагеря.
Фронтовики во главе с Али Керимли начали дрейфовать в сторону партии Мусават, что представляет опасность для будущего блока. Несанкционированные пикеты партий, проведенные 3 июля в преддверии приезда госсекретаря США в Баку, могут стать началом конца блока «Азадлыг».
Впервые за четыре с половиной года, одна из трех партий блока пошла против общего решения и приняла участие в акции протеста наряду с другой политической организацией.
Весь личный состав партии (около 100 человек) принял участие в несанкционированных акциях. Список лиц и занимаемые ими позиции в партии, опубликованные в их же агитках, свидетельствуют, что «в бой пошли уже старики», так как среди задержанных весь «цвет партии».
Следует напомнить, что с началом года партия Мусават ведет преднамеренную политику развала блока «Азадлыг». С конца прошлого года в газетах, подконтрольных Исе Гамбару была реализована травля лидера либералов, не очень то и либеральной по сути Лалы-Шовкет Гаджиевой. Месяц назад разразился полудетективный скандал газеты, название которой является полной тезкой партии Мусават, с адресом электронной почты советника Али Алиева, третьей партии блока «Азадлыг». Таким образом, Иса Гамбар испортил отношения с союзниками ПНФА по блоку, а с последним, наоборот, активизировал теплые отношения. Очередные тактические шаги башгана Мусават привели к совместной акции протеста 3 июля.
Наряду с этим, как блок «Азадлыг», так и партия Мусават все еще не определилась с кандидатами по округам на предстоящих выборах. Мусават медлит, дабы сколотить очередную коалицию с ПНФА Али Керимли (в отдельности), коалицией ПНФА (классики) и Ко. в лице около десяти партий. Руководители ПНФА-Мусават понимают, что лишь объединив списки, они смогут представить маломальски популярный список кандидатов из лиц, которые то и дело мелькают в своих же газетах оппозиционеров в виде «экспертов», «бесчисленных заместителей председателей» и «руководителей незарегистрированных НПО».
Из всей этой ситуации вопросительным является поведение ПНФА. Почему Али Керимли после четырех с половиной лет совместной деятельности, прямо перед выборами валит блок «Азадлыг», начинает переговоры с Исой Гамбаром, с которым на моей памяти он сам пять раз заключал договора, которые завершались нелицеприятными войнами с использованием километров газетной бумаги?
Во-первых, председатель ПНФА осознает, что партия у него сильно ослабла – с момента смерти Абульфаза Эльчибея, ПНФА восемь раз сталкивалась с проблемой ухода видных функционеров, которые в свою очередь формировали свои партии. Али Керимли находится в состоянии 2003 года, когда ему нужна опора. Тогда он нашел ее в Этибаре Мамедове, поддержав его кандидатуру на президентских выборах. Однако, уже на следующий день после выборов 2003 года, Али Керимли бросил Этибара Мамедова и начал проводить независимую политику.
Али Керимли, понимая, что в преддверии выборов не сможет противопоставить что-либо в отношении властей, прибегает к такого рода ухищрениям, находя комфортное место под крылом более сильного партнера. Тем самым, он сможет в будущем свалить всю вину за происходящие события на партнеров. С другой стороны, своими неудачными шагами в прошлые годы он ослабил своих итак слабых партнеров по блоку «Азадлыг» и сейчас они ему уже не нужны.
Таким образом, в лагере радикалов происходят процессы, которые еще более усугубят депрессивное состояние оппозиции. Взаимное недоверие между политиками и организациями, постоянные конфликты агиток партий, а также постоянное и неоправданное кивание в сторону Запада привело стан радикальной оппозиции в нынешнее незавидное состояние.
Представители партий не проводят анализа происходящих процессов, не вдаются в причины допущенных ошибок, не проводят реструктуризацию внутри политических организаций. Вместо подготовки к выборам и консолидации тех незначительных ресурсов, которыми они обладают, руководители партий строят стратегии и тактики с целью ослабить друг друга, подставить и позлорадствовать над бывшими соратниками. Идет принципиальная борьба лидеров оппозиции между собой за членство в списке посольств Западных стран, на встречи с различными докладчиками, спецпредставителями и помощниками заместителей ответственных за регион.
Перваз Атакишизаде