Фикрет Садыхов: «Анкара должна проявлять твердость и принципиальность в вопросе открытия границы»
Интервью 1news.az с политологом Фикретом Садыховым.
- В последнее время все чаще внимание международной общественности акцентируется на вопросе возможного временного открытия армяно-турецкой границы в связи с планами НАТО провести учения в Армении. Как, по-вашему, пойдет ли Анкара на открытие своей границы с Арменией?
- Судя по тем противоречивым заявлениям, которые делает официальная Анкара, на Турцию, конечно, оказывается серьезное давление. Давление, прежде всего, западных стран, НАТО, Соединенных Штатов Америки. Это видно невооруженным глазом. Я вообще, честно говоря, не могу понять, почему вдруг резко возникла необходимость проводить учения, связанные с гуманитарными катастрофами и стихийными бедствиями именно в районе армяно-турецкой границы? Неужели стихийные бедствия по замыслам и легендам мыслителей и аналитиков НАТО не могут происходить в других регионах? Почему они должны происходить на армяно-турецкой границе? Все это наводит на определенные мысли. Все это, конечно же, ставит под сомнение истинные намерения организаторов этих учений. И то, что они оказывают серьезное давление и пытаются таким образом повлиять на Анкару с тем, чтобы она открыла, хотя бы временно, свои границы, - это факт очевидный.
Другой вопрос – сама Анкара, сама Турция. Естественно, в этих условиях, я убежден, что Анкара должна проявлять твердость и принципиальность в вопросе открытия границы. Если уж она в принципе не открыла эти границы даже после подписания Цюрихских соглашений, где были прописаны пункты, последовательность открытия и то, что за этим последует, думаю, что и в этом случае она должна быть последовательной и не изменять своим принципам. Правда, ряд официальных лиц, в том числе министр иностранных дел Турции пытаются заверить нас, что граница даже временно не будет открыта. Нас пока это полностью не удовлетворяет, не может удовлетворить, потому что мы уже с этим сталкивались. Я помню эти заявления до Цюрихских соглашений, когда они тоже заявляли о том, что граница никогда не будет открыта, а потом были подписаны все-таки эти соглашения.
Здесь возникают и другие моменты, другие нюансы. В конечном итоге это бьет и по политическому престижу Турции. Ведь если Армения сохраняет свои территориальные претензии к Турции, если она продолжает системно проталкивать идею так называемого «геноцида» 15-го года во всех парламентах зарубежных стран, то Анкара должна делать из этого выводы. Если Армения абсолютно не идет ни на какие уступки, если она продолжает оккупацию части территории государства-союзника Турции - Азербайджана, и даже не хочет отвечать на предложения, которые сделаны ей Минской группой ОБСЕ, то получается, что ведущие государства как бы потакают армянским капризам, а Турция в случае открытия границы будет фактически помогать им в этом.
Я хотел бы верить в то, что турецкое руководство проявит благоразумие, твердость и не станет изменять своим принципам и политическим приоритетам до тех пор, пока Армения не изменит свою позицию и не будет продолжать вести себя в подобном формате, игнорируя все нормы и принципы как международного права, так и заявлений и предложений, которые делаются ей международными организациями и ведущими странами.
- Россия продолжает предпринимать усилия с целью укрепления своих позиций в нашем регионе. В ближайшее время ожидается официальный визит Дмитрия Медведева в Азербайджан…
- Мы всегда были свидетелями, еще в годы холодной войны, противостояния между Штатами и СССР, и сейчас, по сути, эти же процессы, может быть, не в таких масштабах, но продолжаются. Это противостояние продолжается, соперничество существует, сферы влияния за свои стратегические интересы – имеют место. И в принципе тоже факт, что Россия в последнее время значительно укрепляет свои позиции в этом регионе.
Сотрудничество России с Турцией, подписание соглашения о строительстве атомной электростанции, сотрудничество в других очень важных сферах экономики, визиты президента Медведева в Абхазию и Южную Осетию - это демонстрация практически своих интересов именно в регионах как Южного Кавказа, так и черноморского побережья.
Открытие Бушерской атомной электростанции. И здесь фактически Россия, несмотря на то, что присоединилась к санкциям на уровне Совбеза ООН, она все равно продолжает реализовывать свои партнерские связи с Ираном, сотрудничать и даже делает многообещающие заявления в сфере дополнительного сотрудничества с этой страной.
Я уже не говорю о визите президента России в Армению. Это продление договоренностей по военной базе в Гюмри, и сейчас Медведев, видимо, скоро будет у нас в Азербайджане, и мы тоже будем обсуждать ключевые проблемы российско-азербайджанского сотрудничества и конфликтную ситуацию, которая создалась в регионе Южного Кавказа. Это очевидно.
- То есть мы являемся свидетелями, в определенном смысле, укрепления России?
- Бесспорно. Этот факт налицо, и нам, Азербайджану, конечно же, необходимо использовать эту ситуацию для решения своей ключевой злободневной проблемы, решения армяно-азербайджанского конфликта.
Ведь если Медведев прибывает в Азербайджан, это говорит о наличии у России значительных интересов и в нашей стране. Наша страна сейчас ключевой игрок международного и регионального сотрудничества, наша страна не просто сегодня поставщик углеводородов в Европу и далее, но и, фактически, государство, которое определяет приоритеты такого внешнеполитического сотрудничества с другими странами, и поэтому, естественно, нам необходимо использовать визит президента России в Азербайджан с тем, чтобы попытаться договориться с Россией о необходимости оказания определенного давления на Армению.
Потому, что без оказания серьезного давления на армянскую сторону Ереван по-прежнему будет вести себя также неконструктивно, и будет капризничать и демонстрировать полное игнорирование всех норм международного законодательства.
Поэтому я думаю, что визит президента Дмитрия Медведева в Азербайджан должен быть нацелен на решение этих проблем, которые, на мой взгляд, будут основными в повестке дня переговоров между официальными лицами. И я думаю, что наша страна попытается сделать максимально возможное с тем, чтобы добиться большей активизации российского влияния на Армению, чтобы получить какие-то политические дивиденды из того, что может происходить. Вот в этом весь вопрос, поэтому я не думаю, что обсуждение российско-азербайджанских связей во время визита Медведева будет касаться только делимитации границ и проблем с водой.
Расим Бабаев