Саргсяна упрекают в неспособности противостоять азербайджанской дипломатии
БАКУ, 1 сен – 1NEWS.AZ
Старший эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ) Манвел Саркисян провел любопытный сопоставительный анализ деятельности Азербайджана и Армении на международной арене.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на lragir.am, Саркисян прокомментировал планируемое по инициативе Азербайджана на 64-й сессии Генассамблеи ООН 9 сентября обсуждение проекта резолюции «Положение на оккупированных территориях Азербайджана».
«Азербайджан на этот раз решил выдвинуть в центр внимания аспект соблюдения норм международного гуманитарного права и международных стандартов в области прав человека на указанных территориях, обозначенных в проекте резолюции в качестве «затронутых конфликтом территорий в Нагорно-Карабахском регионе и вокруг него». В отличие от нынешнего проекта, принятая 14 марта 2008 года резолюция 62/243 была посвящена международно-правовым аспектам оккупации», - отмечает Саркисян.
«Вчитываясь в текст предложенного проекта резолюции, можно легко обнаружить, что на этот раз ГА ООН предложено согласиться с тем, что она, «будучи глубоко обеспокоена принудительным изменением демографической ситуации, нарушением имущественных прав, ... постановляет, что все меры, принятые для изменения в одностороннем порядке физического характера, демографического состава, организационной структуры и статуса затронутых конфликтом территорий, не имеют юридической силы». Кроме того, предлагается подтвердить обязательство в том, чтобы «обеспечить неотъемлемое право населения, изгнанного с затронутых конфликтом территорий в Нагорно-Карабахском регионе и вокруг него и их потомков на возвращение в свои дома», подчеркивая «необходимость создания в этой связи надлежащих условий»», - продолжает армянский эксперт.
«Что же, никаких особых секретов нет - Азербайджан последовательно моделирует свою концепцию связанных с конфликтом проблем. Сначала он пожелал добиться того, чтобы ООН потребовала освободить территории, квалифицировав их как оккупированные, а сейчас формулирует и пытается навязать международному сообществу проблему права населения и их потомков на возвращение в свои дома. На этом вся суть нуждающихся в урегулировании проблем конфликта завершается. Понятно, что речь идет исключительно о судьбах затронутого конфликтом азербайджанского населения. Никаких иных проблем в конфликте не усматривается.
Продуман и механизм стимуляции усилий международного сообщества в форме вмешательства в процессы на территории Нагорного Карабаха. Проект резолюции «предлагает ОБСЕ в срочном порядке направить многонациональную миссию с тем, чтобы провести расследование и представить доклад о соблюдении норм международного гуманитарного права и международных стандартов в области прав человека в затронутых конфликтом территориях в нагорно-карабахском регионе и вокруг него, обратив особое внимание на размещение поселенцев». Логика Азербайджана ясна: в центр внимания выводится проблема последствий вооруженного конфликта и предлагается начать процесс ее решения вне зависимости от остальных составляющих конфликтной ситуации», - пишет Саркисян.
«Возникает вопрос: насколько перспективна такая концепция Азербайджана? Посетивший в эти дни «НКР» Серж Саргсян почему-то решил, что «Азербайджан совершает грубую ошибку, и мы должны воспользоваться ею для достижения своих целей». При этом он интригующе довершил свое умозаключение фразой о том, что «однозначно, с нашей стороны последуют ответные шаги, которые приблизят нас к нашей цели».
До сих пор Армения не сделала ни одного шага в направлении балансирования потока резолюций на арене ООН. Одни лишь надежды на то, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ в очередной раз не позволят вывести процесс урегулирования из этой международной структуры, нельзя назвать серьезным «ответным шагом». Но ничего другого, кроме выражения очередной надежды на позицию этих стран, из слов Саргсяна в Степанакерте (Ханкенди) не прояснилось. Если он полагает, что президент России в период своего визита в Азербайджан 2-3 сентября уговорит руководство этой страны взять обратно свое предложение ГА ООН, то можно только сожалеть по поводу эффективности «ответных шагов» Армении. Любые ответные шаги могут иметь эффективность, если ставка в них делается на собственные ресурсы, а не на позиции других стран», - отмечает армянский эксперт.
«Азербайджан и не помышляет выводить процесс из рамок ОБСЕ. Соответственно, Армении не стоит умиляться в том, что ее заботой станет кропотливая работа по удержанию дипломатического процесса в рамках ОБСЕ. Азербайджан замыслил поменять предмет обсуждений, никак не претендуя на вывод этих обсуждений за рамки ОБСЕ. В рамках Минской группы переговорный процесс завис в силу того, что растерялся предмет переговоров. Но в Азербайджане быстро поняли, что это никак не означает, что ОБСЕ нельзя использовать в ином направлении. Вот и задумали руками ООН свести конфликтную проблему к судьбе и правам перемещенных азербайджанцев, и далее предложить ОБСЕ заняться «серьезным делом» на территории «НКР». Во все статьи предложенной резолюции скрупулезно вписаны тезисы этого подхода Азербайджана. Чего стоит только фраза «обратив особое внимание на размещение поселенцев» (касается функций рекомендуемой для поездки в Нагорный Карабах комиссии ОБСЕ)», - считает Саркисян.
«Совершенно очевидно, что Азербайджану нужен какой-то живой процесс международного вмешательства в дела «НКР». Процесс - заказанный им и подчеркивающий его права на территории «НКР». Вот и вся затея. Армении нужно не парировать попусту активность Азербайджана на арене ООН, а выдвинуть требование предоставить Нагорному Карабаху статус наблюдателя в ООН с целью предоставления народу этой страны возможности для отстаивания своих прав. Палестина имеет же такой статус. Даже несуществующий ГУАМ имеет статус наблюдателя в ООН», - советует Саркисян.
Со своей стороны отметим, что Саркисян довольно верно показал дипломатические усилия Азербайджана и их эффективность в разрешении Карабахского конфликта в рамках принципа территориальной целостности. Но советуем Саркисяну не тратить сил и времени на разглагольствования «о необходимости предоставления Нагорному Карабаху статуса наблюдателя в ООН». Его попытки сравнить карабахских сепаратистов с руководством Палестинской Автономии не имеют никакого юридического и правового основания.
Палестина имеет статус наблюдателя в ООН и является членом ряда международных организаций по той простой причине, что международное сообщество, в том числе и Израиль, с которым у палестинцев конфликт, признают и уважают Палестинскую Автономию как субъект международного права. А карабахских сепаратистов не признают не только государства мира, но даже их «мама-Армения».
Ризван Гусейнов