Самуэль Луссак: «Потенциальное решение Карабахского конфликта находится не в Москве или Вашингтоне»
Эксклюзивное интервью 1news.az с кандидатом наук по международным отношениям, сотрудником Института политических исследований Бордо Самуэлем Луссаком
- Как по-вашему сказалось на отношениях двух стран отсутствие посла США в Азербайджане?
-По моему мнению, отсутствие американского посла на протяжении определенного времени в Баку скорее пролило свет на довольно сложные отношения между Азербайджаном и США, нежели способствовало возникновению этих сложных отношений.
Активность США на Южном Кавказе, и особенно в Азербайджане, была довольно высокой в 1990-х годах. Позже она пошла на спад по различным причинам.
Во-первых, как только энергетический коридор Восток - Запад, и в частности трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, были реализованы, стало меньше потребности в американской активности. Тогда из-за Афганистана и войны в Ираке внимание правительства США переключилось от постсоветского пространства к этим странам. Эта тенденция была особенно актуальна в конце правления администрации Буша и начале правления администрации Обамы.
Большая часть работы государственного департамента была посвящена поиску решения американских проблем в Ираке, а следовательно, меньше внимания уделялось Южному Кавказу и Европе.
Подводя итог, отмечу, что не столько отсутствие посла является проблемой в отношениях между Азербайджаном и США (этот вид бюрократических проблем распространен в США, Франции, Великобритании), сколько неспособность как администрации Буша, так и администрации Обамы одновременно вести различную политику в разных регионах мира.
Можно было бы ожидать, что США, будучи великой державой, смогут одновременно проводить одну политику по отношению к Ираку, и другую - по отношению к Кавказу и так далее. Удивительно, но этого не было.
Тем не менее, ситуация меняется, и встреча президентов Алиева и Обамы в Нью-Йорке иллюстрирует это.
- Насколько компетентным дипломатом по-вашему является Мэтью Брайза говоря о назначении на пост посла США в Азербайджане?
У него, конечно, хорошие отношения с Азербайджаном. Но у него также хорошие отношения и с армянским, и с грузинским лидерами.
Mэтью Брайза установил прочные отношения с местными во время работы в регионе. Это одна из его сильных сторон, но, в то же самое время, также и одна из слабостей, поскольку иногда это воспринимается в Вашингтоне негативно.
Но, в конце концов, Мэтью Брайза будет защищать интересы США, а не Азербайджана.
Политика США на Южном Кавказе разрабатывается в Вашингтоне, а не в Баку или Тбилиси. Мэтью Брайза будет проводить консультации с администрацией Обамы или государственным департаментом чтобы принимать те или иные окончательные решения.
- Способствует ли в действительности посредническая деятельность США и России урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта?
- Действительно, это может оказать огромную помощь в решении Нагорно-Карабахского конфликта. Но мы должны быть реалистами.
В настоящее время Москва и Вашингтон предпочитают обсуждать такие вопросы, как иранский ядерный кризис, ситуация в Северной Корее и т.д., которые они считают более важными, чем армяно-азербайджанский конфликт.
Более того, Россия имеет давнюю традицию вести «двойную игру» в отношении последних. Ее активность можно увидеть в подписанной в 2008 году Московской декларации. Но она может также способствовать усилению напряжения между Баку и Ереваном, заявляя о продаже ракет С-300 Азербайджану и продлевая срок присутствия российских военных в Армении.
Несмотря на большие надежды относительно посредничества Казахстана и приближающегося декабрьского саммита ОБСЕ в Алма-Ате, отмечу, что разрешение Нагорно-Карабахского конфликта в настоящее время находится в тупике.
Я отношу себя к тем, кто полагает, что потенциальное решение этого конфликта находится не в Москве или Вашингтоне, а в Брюсселе.
ЕС должен быть более активным, чтобы помочь решить конфликт. Это единственная стророна, которая может рассматриваться как нейтральный посредник между Арменией и Азербайджаном.
Как только окончательно будет сформирован кабинет Эштон, надеюсь, мы увидим и активность Европы в регионе.
-Может ли Армения использовать российскую военную базу в случае, если Азербайджан решит силой вернуть оккупированные земли?
- Очень вероятно, что если Армения подвергнется нападению, Ереван будет просить у России поддержку. Может ли Москва удовлетворить ее просьбу? Я не знаю, честно говоря. Но, во всяком случае, я не верю в разрешение этого конфликта с помощью силы.
С экономической точки зрения, новый конфликт между двумя странами не является решением. Это повлекло бы страшные последствия для обеих стран.
Ни Армения, ни Азербайджан не заинтересованы в этом. Ведь никто в этом случае не будет готов инвестировать в страны, которые находятся в состоянии войны, которая может серьезно навредить азербайджанской и армянской экономике.
Наконец, я не думаю, что Армения или Азербайджан могут решить конфликт силой. Несмотря на явные различия в военном бюджете, было бы очень трудно выиграть такую войну. Это горный район, армии хорошо обучены и вполне вероятно, что война будет длиться очень долго. Если посмотреть на начало 1990-х и вспомнить экономические последствия войны для Армении и Азербайджана, то, я думаю, что Баку и Ереван не захотят испытать все это снова.
Эльшан Рустамов