Октябрь 2010: «Астраханский рубикон» Саргсяна
27 октября в российском городе Астрахань по инициативе президента России Дмитрия Медведева состоится трехсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана, которая стане седьмой встречей в таком формате.
«Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян 27 октября прибудут в Астрахань по приглашению главы России Дмитрия Медведева. В ходе трехсторонней встречи планируется обсудить вопросы, связанные с урегулированием нагорно-карабахского конфликта», - сообщает пресс-служба Кремля.
При этом армянские СМИ со ссылкой на «информированные источники в правительстве Армении», отмечают, что по итогам встречи в Астрахани 27-го октября будет принято решение о возможной встрече лидеров Армении и Азербайджана в Астане в рамках декабрьского саммита ОБСЕ.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в ходе «Симпозиума специалистов по международным отношениям» (ASIRS), также подтвердил, что «имеются предложения о проведении встречи президентов Азербайджана и Армении».
«Никакой речи о подписании на саммите ОБСЕ в Астане какого-либо документа, «дорожной карты» не идет. Все хотели бы, чтобы мы определили какую-то «дорожную карту», завершили ее подготовку, и чтобы добились каких-то подвижек. Однако мы пока не начали работать ни над каким документом», - отметил Мамедъяров.
«В настоящее время обсуждаются варианты формата встречи президентов. Пока точной информации по этому вопросу нет. Существует несколько предложений, как именно она будет проходить. В формате ли «1+2» или другом», - подчеркнул глава МИД Азербайджана.
Следует отметить, что встреча глав трех государств в Астрахани не приурочена к какому-то мероприятию или событию, но является логическим продолжением трехсторонних обсуждений по путям разрешения Карабахского конфликта, имевших место в Сочи и Санкт-Петербурге.
Напомним, что на предыдущей, трехсторонней встрече 18 июня в Санкт-Петербурге, по инициативе президента РФ, главы Армении и Азербайджана согласились продолжать переговоры по Карабаху на базе Мадридских принципов. Эти принципы включают, в частности, вывод армянских войск из семи оккупированных азербайджанских районов.
Только после этого предполагается сделать следующие шаги: возвращение туда всех вынужденных переселенцев, ввод международных миротворцев, открытие коммуникаций, обеспечение сухопутного сообщения (по Лачинской дороге) между Арменией и Нагорным Карабахом, затем предоставление Нагорному Карабаху временного промежуточного статуса. Вслед за всеми этими процессами, последует восстановление коммуникаций и разрушенной во время Карабахской войны и после нее инфраструктуры оккупированных районов Азербайджана. По завершению процесса возвращения населения в свои родные дома, восстановления там нормальной жизни, решения вопросов трудоустройства и безопасности, можно будет говорить о возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах и решения их социально-материального обеспечения. И только после всего этого на повестку дня станет вопрос определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе волеизъявления.
Именно такая последовательность в рамках обновленных Мадридских принципов была предложена МГ ОБСЕ и затем детально согласована вместе со сторонами конфликта: Азербайджаном и Арменией. Казалось бы, нехитрый план, суть которого состоит в пошаговом разрешении армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта. Однако Армения не может сделать первый шаг, а именно начать вывод своих войск с семи оккупированных азербайджанских территорий. И причиной является то, что армянская сторона устроила торг по поводу определения статуса Нагорного Карабаха, пытаясь всеми путями добиться его отторжения от Азербайджана. По логике руководства Армении в таком случае оно сможет сохранить лицо перед своим обществом и армянами всего мира.
То есть для руководства Армении любое юридическое закрепление статуса Нагорного Карабаха вне Азербайджана является единственным в нынешней ситуации способом спастись и удержаться у власти.
Если сравнить с тем, какие аппетиты относительно азербайджанских земель были у армянской стороны лет 8-10 назад, то можно заметить, что ныне аппетиты эти стали значительно «скромнее» и ныне Армения «хочет» только «независимости для Нагорного Карабаха». Дело в том, что в Армении не могут понять, что заранее заняли проигрышную позицию по разрешению Карабахского конфликта. Проигрышную, потому, что Армения не предлагает никаких социально-экономических, региональных или иных проектов, а только постоянно «хочет» земли. Но мало чего-то хотеть, важно суметь этого достичь, чего в долгосрочной перспективе не заложено в политике властей Армении, которые живут вчерашним днем – «победой» в Карабахской войне и считают, что весь мир должен под впечатлением от этого «события» потакать армянским капризам по созданию «Великой Армении».
А название этому событию – оккупация и постепенно это признают как международные организации, так и многие страны мира. То есть международное сообщество не разделяет этой «армянской радости» и сегодня, в 2010 году уже никто не может чем-то помочь или поддержать Армению в этом вопросе. Вот он итог упрямства правящего в Армении «Карабахского клана», который загнал свое государство в угол и теперь уже почувствовал наконец-то свои «тылом» твердость находящейся сзади стены. Сегодня Армения не может надеяться на уступки со стороны Азербайджана, о которых можно было говорить лет 10-15 назад или даже несколько лет тому назад.
Об этом неоднократно говорил экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, который видимо, понимает, что любое бездействие и упертость в политике должны быть подкреплены опорой на свои ресурсы. Именно этих ресурсов: политических, экономических и военных для удержания под контролем ситуации по Карабахскому конфликту у Армении и нет.
Вся надежда на поддержку ведущих держав. Но и этот номер уже слабо проходит. Дело в том, что такая «поддержка» извне всегда дорого обходится странам-вассалам вроде Армении.
Чтобы «удержаться на плаву» в переговорах с Азербайджаном и вообще, чтобы выжить как страна, Армении пришлось в течение прошедших лет задаром отдать почти всю свою экономику, коммуникации, инфраструктуру в руки российских компаний. Но после августовской русско-грузинской войны 2008 года, Армения оказалась запертой в регионе, поскольку Грузия перестала быть надежным коридором связи между Арменией и Россией. Заблокированная почти по всему периметру своей границы, Армения вообще перестала представлять хоть какую-то ценность для российского капитала и бизнеса, который приобрел почти все движимое и недвижимое имущество в этой стране. Сегодня Армения представляет интерес только для российского оборонного ведомства как плацдарм, где находится российская военная база в Гюмри. Но за это удовольствие платить содержанием всей Армении российский капитал и государство не намерены. Потому, что Армении эта военная база нужна не меньше чем России.
Другим источником дохода и политической поддержки является армянская диаспора США. Именно посредством тамошней диаспоры, Армения, чтобы выжить, получала не только финансовую поддержку, но могла воздействовать в различных институтах власти США на те или иные процессы, в том числе и провалившийся американский план по нормализации армяно-турецких отношений и открытию границы.
Эта попытка разблокировать Армению стала неудачной не без вины армянского лобби.
Подобный «рывок» армянского лобби истощил финансово-политические ресурсы и рычаги влияния лобби на американское руководство. К тому же совсем «не вовремя» для армянских интересов в США разгорелся нешуточный скандал, связанный с поимкой армянской преступной группировки во главе с Арменом Казаряном (Пзо). Дело в том, что эта группировка не просто обворовала американский бюджет на 163 млн. доллара, но и на эти деньги спонсировала подкуп американских конгрессменов, лоббировавших армянские интересы в пику американским национальным интересам в регионе Южного Кавказа.
К тому же выяснилось, что руководство Армении напрямую замешано в ряде махинаций группировки Пзо и принимало его на самом высшем уровне у себя. Также группировка Пзо засчет кармана американских налогоплательщиков финансировала при посредничестве властей Армении карабахских сепаратистов. А такие вещи в США не прощают никому, поскольку американское общество очень жестко реагирует, когда кто-то лезет ему в карман. Такого рода скандалы могут плохо отразиться на имидже администрации Обамы, которая теперь всячески стремится доказать, что ее «дружба» с армянским лобби не нанесла вред интересам американских граждан национальным интересам США.
По информации армянских СМИ в Армению из США уже прибыла группа агентов ФБР, которые будут трясти армянские власти по поводу того куда делась часть денег наворованных группировкой Пзо. ФБР намерено проверить армянские банки и Центробанк Армении предупредил все банки страны о предстоящих проверках в связи с делом о преступной группировке, члены которой недавно были арестованы в США.
Американские спецслужбы заявили ранее, что часть ворованной суммы отправлялась в Армению. Деньги переводились посредством банков. ФБР подозревает, что в Армении деньги отмывались посредством сделок с недвижимостью. Именно с этим будут связаны проверки. Как отмечает газета, вся информация о подобных сделках хранится также в ЦБ, но видимо ФБР-овцы не слишком доверяют информации ЦБ поэтому решили лично проверить каждый банк.
Подведя итоги, можно констатировать, что сегодня Армения полностью использовала остатки своего ресурса привлекательности для ведущих держав или же перефразируя, скажем, что Армения полностью «использована», потому, что армянские власти за все эти годы ничего не вкладывали в развитие страны, а только пользовались остатками былой военно-стратегической привлекательности Армении. Еще некоторое время Армения сможет продержаться, по той причине, что по инерции ведущие державы еще будут делать некоторые жесты в сторону этой страны, но в перспективе, пока, что не увидеть, чем же сможет Армения привлечь к себе и своим проблемам внимание мирового сообщества.
Вот с таким багажом Армения подходит к концу 2010 года. В этой ситуации предстоящая 27 октября в Астрахани встреча президентов Медведева, Алиева и Саргсяна станет последним шансом вернуть вопрос урегулирования Карабахского конфликта в русло мирных переговоров. Если этого удастся достичь, то в декабре в Астане на саммите ОБСЕ можно будет говорить о разработке проекта по разрешению Карабахского конфликта или так называемой «дорожной карты», состоящей из пунктов обновленных Мадридских принципов, которые мы привели уже выше.
Если в Астрахани не удастся образумить загнанное в угол руководство Армении, то тогда, фактически будет пройден рубикон, после которого вернуться за стол переговоров будет очень сложно…
А военная операция по восстановлению территориальной целостности Азербайджана, напротив, станет гораздо реальнее.
Ризван Гусейнов