Можно ли оправдать убийство из «милосердия»?
Ожесточенные споры вокруг проблемы эвтаназии ведутся на протяжении многих десятилетий. Несмотря на это, отношение к «убийству из милосердия» никогда не было однозначным.
Впервые термин «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть) был употреблен философом Френсисом Бэконом в XVI веке. Таким образом, он обозначил определение легкой и безболезненной смерти без мучений и страданий.
В начале прошлого столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» людей.
Именно этой интерпретацией руководствовалась фашистская Германия, умерщвляя в захваченных ею странах новорожденных с «неправильным развитием», инвалидов, стариков и др.
Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества.
Есть ли сторонники «ускорения смерти» больных в нашей стране?
На весенней сессии парламента Азербайджана будет обсужден законопроект «О биоэтике». Что же такое «биоэтика»? Это учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии, одним из ключевых пунктов которого является вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни.
По словам главы азербайджанского бюро кафедры ЮНЕСКО по биоэтике, члена международной ассоциации по медицинскому праву, профессора Вугара Мамедова, созданное в Азербайджане около года назад бюро кафедры ЮНЕСКО пока еще не рассматривало этот вопрос, но, вероятно, он будет поднят позже.
«Согласно 135 статье Уголовного Кодекса Азербайджана, эвтаназия является преступлением и квалифицируется как умышленное убийство. И этот факт как нельзя лучше характеризует позицию нашей страны в отношении эвтаназии. Однозначного ответа на вопрос, допустимо ли «добровольное убийство» в современном обществе, нет. Это одна из самых важных этических проблем во взаимодействии врача и пациента», - считает профессор.
Эвтаназию можно условно разделить на два вида: пассивная (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). По утверждению В.Мамедова, в Азербайджане уже давно подпольно практикуют пассивную эвтаназию.
«Несмотря на то, что отключение от аппаратов поддержания жизнедеятельности человека так же является уголовно наказуемым преступлением, такая практика все же существует подпольно. Поддерживать жизнь человека при помощи вспомогательной медицинской аппаратуры можно годами. Однако зачастую это истощает родственников людей, находящихся в коме как морально, так и материально. Поэтому понять врачей-реаниматологов, которые идут на уступки измученным родственникам больных можно», - говорит В. Мамедов.
В 2001 году голландский парламент принял законопроект, освобождающий от судебной ответственности врачей, помогающих безнадежным, тяжко страдающим больным уходить из жизни. 1 апреля 2002 года этот закон вступил в силу официально. Таким образом, Голландия стала первой в мире страной, легализовавшей эвтаназию.
Однако голландские врачи прерывали мучения больных по их просьбе еще за пару десятков лет до принятия официального закона, невзирая на то, что
эвтаназия считалась уголовным преступлением, караемым лишением свободы сроком до 12 лет.
Пример оказался заразительным
Второй после Нидерландов страной, где производится легальное содействие смерти тяжелобольных людей, стала Бельгия. Несмотря на резкую оппозицию, данный законопроект был принят в 2002 году.
В ноябре 2004 года закон об эвтаназии одобрил Сенат Франции. Закон предусматривает, что в тех случаях, когда принимаемые меры лечения становятся «бесполезными, непропорциональными либо не имеющими другого эффекта, кроме искусственного продления жизни», они «могут быть сокращены либо прекращены». Таким образом, во Франции была легализована пассивная эвтаназия.
Активная эвтаназия во Франции все еще приравнивается законом к умышленному убийству.
Кроме того, с целью облегчить страдания умирающих людей, в 2005 году там был принят закон «О правах больных», который разрешает вводить умирающих людей в состояние медикаментозной комы, чтобы облегчить их страдания. При этом врачам запрещается предпринимать любые действия, которые могли бы ускорить смерть пациента.
В Швейцарии смертельно больным пациентам, страдающим от сильной боли, врач может выписать «последний рецепт», который по поручению больного получает Общество эвтаназии, под опекой которого на основании личного обращения находится неизлечимо больной пациент. В 2007 году Швейцария разрешила эвтаназию людям, страдающим психическими заболеваниями.
Вопрос, кстати говоря, довольно спорный, так как психические заболевания способствуют неадекватному восприятию общей картины мира.
Кстати, голландские и бельгийские врачи, имеющие право на «убийство» смертельно больных пациентов, должны следовать жестким правилам. Помимо письменного документа, подтверждающего тот факт, что пациент принял добровольное и тщательно обдуманное решение умереть, необходимо подтверждение диагноза независимого врача и заверение в том, что на момент своего волеизъявления пациент находился в полном рассудке.
Однако толерантное отношение голландцев к такому явлению как эвтаназия привело к неожиданным результатам: согласно обзору пятилетнего опыта этой страны по применению эвтаназии, 72% докторов обычно фальсифицируют свидетельство о смерти, указывая естественную причину смерти, обходя стороной требования, установленные законом.
Возвращаясь к теме психиатрии, хочется привести в качестве примера еще один любопытный факт: исследования в «Журнале клинической онкологии» показали, что, по меньшей мере, 50% пациентов, убитых в рамках программы эвтаназии, страдали депрессией.
Летом 2009 года пассивная эвтаназия была официально разрешена в Германии. Правительство Германии приняло закон, дающий людям право подписывать заблаговременное распоряжение о прекращении жизнеобеспечения в случае серьезной болезни.
Парламент Люксембурга принял закон о легализации эвтаназии в марте 2009 года. Согласно новому люксембургскому закону заявление смертельно больного человека дает право на проведение эвтаназии после одобрения двумя врачами и комиссией экспертов.
В настоящее время, эвтаназия разрешена в штатах Орегон и Вашингтон. Пятого марта 2009 года в американском штате Вашингтон вступил в силу закон, разрешающий врачам прописывать неизлечимо больным пациентам, желающим прекратить страдания, летальную дозу препаратов.
Кстати, один из самых известных сторонников эвтаназии в США Петер Зингер, когда его мать заболела болезнью Альцгеймера, вместо того, чтобы поставить ей «избавляющий» смертельный укол, организовал для нее круглосуточную медицинскую опеку.
Доктор «Смерть»
Мало кто не слышал о печально известном докторе «Смерть» Джеке Кеворкяне.
Будучи активным сторонником эвтаназии, еще в 1958 году Кеворкян опубликовал в американских СМИ ряд статей, призывая безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, чтобы использовать затем их тела для научных опытов.
В 1989 году он изобрел «машину смерти», назвав ее «мерситрон» (англ. мercy – милосердие). При помощи этого аппарата в кровь больного поступала смертельная доза токсичных препаратов, вследствие чего наступала смерть.
4 июня 1990 года, используя «адскую машину», покончил с собой первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера. За 8 последующих лет Кеворкян отправил на «тот свет» 130 человек.
Врачебное сообщество и власти США осудили действия Кеворкяна, и в 1991 году он был лишен лицензии на занятия медицинской практикой. За годы «смертельной» практики, «палач от медицины» представал перед судом четыре раза. И каждый раз умудрялся выйти «сухим из воды» - его оправдывали из-за недостаточности свидетельских показаний.
Лишь в марте 1999 года вину «доктора Смерть» удалось доказать в суде. В качестве неопровержимого доказательства стороны обвинения была представлена видеозапись совершения самого акта эвтаназии, которая находилась в свободном доступе.
Решением суда Кеворкян был приговорён к заключению сроком от 10 до 25 лет в исправительном учреждении штата Мичиган. 1 июня 2007 года 79-летний Джек Кеворкян был выпущен на свободу досрочно (на два года раньше) - за хорошее поведение.
Однако, опасаясь, что даже в преклонном возрасте он не изменит своим пристрастиям, Комиссия штата по условно-досрочному освобождению установила ему запрет помогать кому-либо умереть путём эвтаназии, осуществлять уход за лицами старше 62 лет и близко общаться с лицами, имеющими врождённые физические отклонения.
Не желая быть обузой
«Всем памятен пример с Кеворкяном, убившим «из сострадания» более сотни человек. Кто может взять на себя право оправдать эти убийства? Кто ответил за эти прерванные жизни?! Кто может искренне поддержать этот «конвейер смерти»?!», - искренне недоумевает председатель Центра по защите свободы совести и вероисповедания DEVAMM, правозащитник Гаджи Ильгар Ибрагимоглу.
По его словам, эвтаназия является ничем не оправданным и глубоко антигуманным действием.
«Есть ли у человека право убивать? Если есть, то кто ему предоставляет это право, и для каких случаев? Сегодня сторонники и противники эвтаназии выдвигают диаметрально противоположные доводы, забывая, что эвтаназия, это, по сути, убийство живого человека. Парадокс данной ситуации очевиден - с одной стороны мы видим, что Совет Европы и иные международные организации требуют введения отмены на смертную казнь для всех присоединившихся стран, выдвигая при этом многочисленные доводы, основными из которых являются возможность судебной ошибки, и принципы гуманности. Как же тогда объясняется тот факт, что именно в этом пространстве постоянно проходят обсуждения права на эвтаназию, а некоторые из стран Запада присоединяются к законодательному разрешению на «убийство»? Складывается ощущение, что в вопросе эвтаназии идет, мягко говоря, однобокий пиар», - говорит И.Ибрагимоглу.
По его мнению, основной довод сторонников «убийства из милосердия» (облегчить людям страдания) абсолютно негуманен.
«Им как минимум можно возразить, что достижения и успехи современной медицины позволяют человеку вести полноценную и достойную жизнь даже при условиях полной неподвижности. И существует множество методов того, как скрасить досуг такого человека и превратить его жизнь из сплошного кошмара в нечто интересное и созидательное. Другое дело, что в целом окружающий мир черствеет, люди роботизируются, и даже самым близким людям больного зачастую «некогда» ухаживать за ним. У людей появились гораздо более «важные» дела, нежели заботиться о близком человеке», - считает правозащитник.
И действительно, по результатам исследований становится ясно: чаще всего просьба больного об ускорении смерти вызвана альтруистической мотивацией. Не желая быть обузой для ближних, человек, преодолевает желание жить, чтобы не обременять родственников заботами о нем.
Ислам выступает против
Исламский кодекс медицинской этики, установленный на Первой международной конференции по исламской медицине гласит: «Убийство из милосердия, также как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется, так как в мире нет такой боли, которая бы не облегчалась лекарствами или соответствующей нейрохирургией…».
«Ислам, как и другие божественные учения, однозначно выступает против эвтаназии. Будь то пассивная - неоказание посильной помощи, или активная - умерщвление человека - все формы эвтаназии являются формами убийства. А это, как известно - тяжелейший грех. Религия не приемлет демагогические постулаты «о праве на выбор», когда это реализуется для оправдания право на убийство. По религии, эвтаназия - греховное и запретное деяние. Жизнь и смерть человека - это вопросы, относящиеся к прерогативе Всевышнего, и человек не может присваивать себе эти функции ни в отношении себя, ни в отношении других», - считает И.Ибрагимоглу.
По его мнению, ни один человек не имеет права претендовать на статус истины в последней инстанции.
«Всем известны многочисленные случаи врачебных ошибок. Никто не может принять на себя право на окончательный диагноз. Пока человек жив, должна быть и надежда. Ведь для неизлечимой сегодня болезни завтра легко может найтись панацея. Я уже не говорю о подкупе, запугивании врача со стороны заинтересованных лиц, фальсификации анализов и др. случаев, когда эвтаназия будет являться еще одним способом избавления от «лишнего» человека», - говорит И.Ибрагимоглу.
В Азербайджане существует проблема пассивной эвтаназии
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) врачебные ошибки являются причиной летального исхода значительно чаще, чем дорожно-транспортные происшествия. Причем, с роковыми «заблуждениями» эскулапов сталкиваются, казалось бы, самые благополучные страны мира. Так, согласно исследованию организации «Commonwealth Fund», опубликованном на сайте Washington Profile, за последние два года 34% пациентов, обращавшихся за помощью к американским врачам, сталкивались с тем, что им ставили неверный диагноз. В Канаде жертвами подобной практики стали 30% больных, в Австралии - 27%, в Новой Зеландии - 25%, в Германии - 23%, в Великобритании - 22%.
Представьте себе ситуацию: узнав страшный диагноз, больной, впав в глубочайшую депрессию, изъявляет желание уйти из жизни. А ведь «приговоры» врачей далеко не всегда безошибочны…
«Имеет ли право на существование такое явление, как эвтаназия – весьма спорный и тонкий вопрос, затрагивающий как морально-этические, так и правовые нормы. Если говорить о биоэтике, то в Азербайджане пока еще не урегулированы сотни более важных вопросов, касающихся правовых норм медицины. К примеру, те же самые врачебные ошибки, с которыми сталкивался каждый второй житель нашей страны», - комментирует наш вопрос директор Института по правам человека НАНА Айтен Мустафаева.
По ее мнению, в стране, где не решены проблемы медицинского права, говорить о правомерности эвтаназии пока еще рано.
«Медицинский диагноз в Азербайджане носит вероятностный характер. Из-за того, что в 90% случаев не проводится вскрытие тела, у нас нет статистики, которая бы охарактеризовала действительное положение дел.
Кроме того, в нашей стране практически нет такого понятия как паллиативный уход за тяжелобольными (подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий - прим. авт.). На мой взгляд, именно этим вопросам нужно уделять внимание в первую очередь», - считает А.Мустафаева.
А вот проблема пассивной эвтаназии в Азербайджане все же существует.
«Неоказание медицинской помощи может быть также расценено как намеренное прекращение жизни. Новорожденные дети с весом ниже нормы в нашей стране погибают из-за того, что врачи отказываются бороться за жизнь слабых младенцев, нуждающихся в экстренной помощи. Мировая практика показывает – несмотря на то, что выхаживаемость детей с критической массой тела довольно низка, шансы есть», - говорит А.Мустафаева.
Выходит, даже вопреки существующим нормам закона практически во всех странах применяется эвтаназия. Легализация медицинского «убийства» может послужить причиной многочисленных злоупотреблений в обществе. Преступных мотивов «помочь» больному «уйти» великое множество. Начиная от наследства, которое может достаться родственникам больного, и, заканчивая чьим-то стремлением получить необходимые трансплантаты.
Убийство, или неоказание помощи нуждающемуся человеку, несомненно, является преступлением, не имеющим ничего общего с гуманностью, которой оправдывают эту норму защитники эвтаназии.
Главным принципом этики Гиппократа является постулат «non nocere» - не навреди.
Стоит ли превращать врачей в палачей?
Лейла Лейсан