Фикрет Садыхов: «Стабильность южно-кавказского региона — это и благополучие стран Запада»
Интервью «Бакинского рабочего» с политологом Фикретом Садыховым.
— На днях заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что президент Армении Серж Саргсян заинтересован в возобновлении военных действий, «поскольку военный взрыв смоет все его грехи, все недостатки в экономической политике, приведет в смятение оппозицию, создаст общего врага, основу для мобилизации общества». Дипломат таким образом подчеркнул наличие намерений у руководства Армении искать пути провокации, чтобы втянуть Азербайджан в новую войну…
— Дело в том, что Армения давно уже провоцирует Азербайджан. И происходящие на границе перестрелки, и убийства детей, которые носят уже систематический характер, неуступчивость, полная обструкция в процессе переговоров по карабахской проблеме говорят о том, что Армения действительно хотела бы спровоцировать Азербайджан на военные действия. Дело в том, что ситуация, сложившаяся внутри самой Армении, фактически диктует новые правила поведения политической элиты этой страны, и руководство Еревана понимает, что в связи с наблюдающейся в последнее время интенсивностью переговорного процесса ему все же придется уступить и освободить азербайджанские земли. Естественно, его это не устраивает, и поэтому армянским властям очень хотелось бы спровоцировать Азербайджан на начало боевых действий.
Баку же, в свою очередь, в настоящее время в войне не заинтересован. Азербайджан вообще не собирается атаковать Армению, захватывать Ереван или, допустим, начинать какие-то широкомасштабные военные действия против этой страны. Речь ведь идет об освобождении наших собственных территорий. И если азербайджанское руководство придет к такому решению, то, естественно, ни желание армянской стороны спровоцировать нашу страну, ни отсутствие оного на действия Азербайджана влиять не сможет. Азербайджанские территории захвачены и долгие годы не освобождаются, следовательно, Баку может пойти на то, чтобы восстановить территориальную целостность любым способом. Чего бы это не стоило. Это — тот самый случай, когда руководство Азербайджана не будет уже считаться ни с внутриполитической ситуацией в Армении, ни с ее желанием спровоцировать нас, ни даже с мнением ведущих держав, которые по сей день пытаются играть с интересами армянского руководства.
— В интервью замминистра прозвучал также призыв к российской стороне «поменять танки на танкеры». Это связано с тем, что в Армении находится российская военная база…
— Конечно, одними призывами проблему не решить. Россия имеет многолетние интересы в этом регионе. Армения — ее исторический союзник. Вряд ли Россия пойдет на то, чтобы изменить своим стратегическим многовековым интересам и за короткий период поменять танки на мирные средства передвижения. Тем не менее Москва должна сделать для себя определенные выводы. Решить: стоит ли ей держать военную базу в Гюмри, подпитывать военные расходы Армении, постоянно считаться с выкрутасами ее властей, с их неуступчивостью на переговорах.
Естественно, в определенном смысле в каких-то вопросах Россия должна поменять приоритеты, потому что у нее определенные исторические взаимоотношения сложились и с Баку. И Азербайджан, в свою очередь, готов расширять свои двусторонние партнерские взаимоотношения с нашим северным соседом. Мы не претендуем ни на пядь земли чьей-либо территории в этом регионе и готовы развивать отношения со всеми соседями. Но для того, чтобы был достигнут какой-то позитивный результат, необходимо просто понять суть этой проблемы и начать процесс освобождения азербайджанских территорий, и лучше, чем Россия, способствовать этому никто не сможет, потому что, будучи историческим и стратегическим союзником Армении и имея там военную базу, она может в определенной степени повлиять на позицию этой страны, оказать на нее определенное давление. Никто не говорит о том, чтобы они разрывали свои союзнические связи с этой страной, но пересмотреть определенные приоритеты и подойти к этому объективно и конструктивно, понять, что развитие взаимоотношений с Азербайджаном более выгодный процесс, конечно, России бы не помешало.
— Араз Азимов также обращается с призывом к США и Франции подтянуться к тому уровню активности, который сегодня демонстрирует Россия в переговорном процессе.
— Да, конечно же. Вообще, если говорить объективно и реально, Соединенные Штаты в последнее время несколько самоустранились от этого процесса. Правда, периодически мы слышим отдельные заявления из Вашингтона, раздаются заявления Госдепартамента, происходят встречи между госсекретарем и нашим министром иностранных дел. Но, к сожалению, США не вовлечены столь интенсивно в переговорный процесс, поскольку, наверное, на них давит груз других внешнеполитических проблем, связанных с Ближним Востоком, Афганистаном, Ираком, ядерной программой Ирана. Это все понятно.
Однако, в принципе, Вашингтон должен понимать, что как раз на фоне наличия подобных проблем в Ближневосточном регионе сейчас ему более выгодно установить окончательный мир и стабильность в регионе Южного Кавказа. Ведь стабильность Южно-Кавказского региона — это и благополучие стран Запада, Европы, США, у которых значительные интересы в нашем регионе. Только наличие окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, освобождение территорий Азербайджана, установление окончательного мира будут способствовать благополучию Запада и Европы. И я думаю, что в Вашингтоне должны понять суть происходящих процессов. В противном случае даже если инициативу берет на себя один из сопредседателей Минской группы, то, как бы ни совпадали интересы этих трех государств по данному вопросу, все равно у каждого из них есть еще и свои собственные интересы. Нам же как раз необходим баланс этих интересов, потому что только при его наличии может быть найдено окончательное решение этой проблемы.
— В интервью российским СМИ и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, и замглавы МИД Араз Азимов заявили, что Азербайджан «находится на середине моста», куда приглашается и Армения. Можно ли складывающуюся сегодня в переговорном процессе ситуацию назвать рубежной?
— Я не знаю, насколько она рубежная, но, во всяком случае, нынешняя стадия достаточно решающая и интенсивная. Мы всегда заявляли, и наши заявления всегда были подкреплены конкретными обещаниями и делами, что в случае урегулирования этого конфликта мы готовы подключить Ереван к многочисленным проектам — энергетическим, региональным. Ведь ни для кого не секрет, что Армения сейчас, практически, находится в ситуации, полностью изолированной от многих региональных проектов. Она, фактически, находится в полной изоляции. Для того чтобы из нее выйти, необходимо просто трезво осмыслить происходящее в регионе и предпринять конструктивные шаги навстречу Азербайджану.
Более того, мы неоднократно заявляли о своей готовности предоставить самые широкие полномочия Нагорному Карабаху по примеру европейских стран, по примеру Аландских островов или Восточного Тироля в Италии. Используя европейский и мировой опыт, мы готовы предоставить самые широкие полномочия в рамках территориальной целостности Азербайджана и сделать так, чтобы население, во всяком случае, оставшееся население в Нагорном Карабахе, жило безбедно, благополучно и пользовалось всеми природными источниками и благами, которыми пользуется азербайджанский народ. Это же самое разумное и самое перспективное решение этой проблемы.
Но вот эта упертость армянской стороны, нежелание считаться с реальностью, а, возможно, и боязнь руководства Армении потерять власть на волне признания реальных фактов, с которыми она столкнулась, загонят официальный Ереван в окончательный тупик. Потому что здесь необходимо просто сделать шаг навстречу, одуматься и понять, что мир с Азербайджаном принесет значительно больше выгод армянскому народу, чем эта вечная конфронтация, в которой находятся армяне с азербайджанцами.
Расим Бабаев