Состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» - ФОТО | 1news.az | Новости
Lifestyle

Состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» - ФОТО

22:41 - 29 / 07 / 2011
Состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» - ФОТО

БАКУ, 29 июл – 1NEWS.AZ

Под занавес 90-го юбилейного сезона самый плодотворный в азербайджанской столице  Русский драматический театр показал премьеру, которую сюрпризом не назовешь. «Волки и овцы» анонсировались  шире других уже потому, что ставить спектакль по пьесе классика А.Островского, как у нас теперь все чаще практикуется, был специально приглашен режиссер из Санкт-Петербурга Тимур Насиров.

Свободный художник 43 лет, как он сам сказал о себе при  коротком знакомстве после закрытия занавеса, коротко обозначил свою трактовку как желание «отказаться от исторического варианта и, разрушив Островского XIX века, сделать спектакль, понятный зрителям XXI  века». 

И еще Т.Насиров  сказал, что работать пришлось чуть больше месяца, и за этот короткий срок актерам  пришлось немало ломать себя, чтобы предстать персонажами, которых, в общем-то, многим из них не приходилось играть, а это всегда интересно и увлекательно.

Что ж, по свежему впечатлению, а точнее по реакции зала было видно, что показанное  сейчас на сцене  эту увлеченность подтверждало и оправдывало сполна…

Зрители без предварительных комментариев приняли  «новую трактовку» (а большинство и не знало о существовании прежних вариаций) - динамичное действие, будоражащее огромными на всю сцену заставками в стиле немого кино 20-х годов ХХ века с надписями-титрами, выполненными  старомодными  шрифтами с буквой «Ъ» на конце некоторых слов.  И, поняв, что действие пьесы перенесено из века 19-го в начало 20-го века,  даже в сцене киношного интервью, которое берет у одной из героинь  группа  самодовольных и суетливых «хозяев эфира», не усмотрели перебора, хотя режиссер  выбрал ради  заботы о нас, сегодняшних, поле действия, которое прошло  за 90 лет до нашего времени с никого не трогающим лейтмотивом цыганского романса «Мой костер в тумане светит…».

Верх взял Островский, и благо в  авторском тексте режиссер абсолютно ничего не поменял,  весь этот антураж как-то легко было не замечать, поверив в  привычные ныне  доводы, что современного зрителя нужно развлекать чем-то эдаким - эпатажным, вычурным. В целом спектакль получился достойный  зрелой труппы, где актерам  удалось увлеченно поработать с незнакомым режиссером – кому-то льстило, что столичный профессионал  свой выбор остановил на нем, кому-то и вправду была предоставлена возможность блеснуть новыми гранями своего на время задремавшего таланта. На том бы и остановилось в целом доброе, благоприятное ощущение от премьеры, если б не случай.

Буквально на днях канал «Культура» Российского телевидения  показал запись поставленного в 2004 году спектакля театра-мастерской Петра Фоменко, и, не отрываясь, посмотрев его до конца, испытала двойственное чувство. С одной стороны, очень порадовалась за наших, бакинских актеров. На мой взгляд, никто из наших не уступал по мастерству московским коллегам (за исключением, конечно, безвременно ушедшего, увы, Юрия Степанова).  А с другой… Вот он спектакль в  костюмах 19 века, вот манера говорить и двигаться в стиле  времен Островского – но почему так активны зрители, почему так здорово реагируют на реплики и мизансцены! Оказывается,  не нужны им экскурсы в век зарождения кино или иные аксессуары…

Говорят, не надо было сравнивать – каждому свое. Не согласна – человеку свойственно  постоянно все со всем сравнивать в поиске  лучшего, ради движения вперед.

Познаешь Островского в исполнении  талантливых лицедеев, для которых колоритная роль, что воздух, и поймешь, что такое  театр и что такое жизнь.

И не надо нам киношного ретро или  клоунады. Если же мы смело говорим, что в РТД спектакль получился, то лишь потому, что  Тимур Насиров здорово поработал с актерами… Островский – убеждена -  не нуждается в том, чтобы  его взламывали ради  «приобщения»  зрителя к классике.

Это обусловлено тем, что Островский  глубоко знает людей и жизнь в ее проявлениях и всегда дает большой полет для режиссерской и актерской мысли. Не случайно мировой театр обращается на протяжении всей своей 90-летней истории  к Островскому, а РДТ не исключение. За годы  своего  существования на сцене любимого театра бакинцев годами шли те же «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», дважды ставившаяся  «Женитьба Белугина», « Бешеные деньги», «Лес», «Бесприданница», « Красавец-мужчина», а также ставится поставленная недавно Борисом Лукинским пьеса «Правда хорошо, а счастье – лучше».

Но  дело тут значительно серьезнее.

Бесспорно великий для современного человека драматург, признанный классик русского театра А.Н. Островский  в ранг этот попал тогда, когда явно обнаружилось, что он был великим реформатором, смело преодолевшим ставшую в  его время рутинной практику предшествовавшего театра.

Островский углубил психологическую точность изображения сценических характеров, делая их совершенно непохожими на всё, что было до него.

Из театра постепенно исчезло открытое деление героев на положительных и отрицательных, персонажи всё больше стали походить на настоящих людей, чье поведение так часто противоречиво и неоднозначно.

При том что автор изображает жизнь такой, какой её видит, не подсказывая читателю и зрителю ответов на возникающие в процессе чтения или просмотра вопросов, а тем более – оценок того, что происходит в пьесе или спектакле. А это значит, что силу восприятия определяют режиссерские находки и мастерство актеров, которым приходится буквально существовать в атмосфере и силой своего таланта вести зрителей к пониманию обстоятельств, характеров, помыслов. То есть, своего отношения, естественно, неравнодушного.

Написанная в 1875 году пьеса "Волки и овцы" - один из блестящих примеров новаторства Островского. Место действия - русская глубинка, маленький провинциальный городок. Центром притяжения сюжета становится молодая состоятельная вдова Купавина. Замечтавшись о счастье и любви, она не замечает, как вокруг неё закручивается хитрая сеть, которую с разных сторон плетут властная и хитрая Мурзавецкая и расчетливый делец Беркутов - её соседи-помещики.

Мурзавецкая хочет выдать за вдову своего племянника, Беркутов готовит удачную партию для себя. Их интриги и козни служат драматургу отличным материалом для создания блистательной комедии с яркой галереей персонажей», играть которых для актеров – огромная проба сил на состоятельность и меру таланта, и в то же время  - большая честь.

Островский одинаково беспощаден в высмеивании  противостояния провинциальных волков за "лакомый кусочек", и в отношении к бессилию "овец", добровольно идущих на унижение, не желая разбираться в реальности и противостоять злой силе. Пьеса сильна тем, что в ней нет границ "темного" и «светлого»,  что  отделило бы плохое от хорошего, все взаимосвязано и, явно, не случайно: зритель сам выстраивает своё отношение к происходящему.

В спектакле блистательно, азартно, в стремительно разворачивающемся действии, разыграно комическое, почти фарсовое столкновение "благородных" хищников и хищниц самых разных масштабов, возрастов, притязаний. На глазах зрителей разыгрывается беспощадное состязание в вероломстве, обмане, беззастенчивой и циничной агрессии, превращенное драматургом и режиссером в яркое карнавальное действо. В этой пестрой карусели взаимных надувательств - нет и не может быть правых и виноватых. Есть более или менее преуспевающие в хитрости, лжи и бесстыдстве. И есть те, кто в этой ситуации оказался обойденным и объегоренным... Возможно по собственной «вине». А может, до поры до времени…

Все это мы видим благодаря  актерам – право слово молодцы наши любимцы. Александра Никушина расцвела в роли, где есть возможность то и дело меняться  и хозяйкой положения себя ощущать, и повелевать теми, кто это позволяет, но, когда приходится, унизиться, как сейчас говорят ниже плинтуса, на манер собачки, которой можно цыкнуть - «знай место!».

Как и всегда у Островского гениально выписанные типажи делают честь многим актерам, позволяя активизировать, ну, самые затаенные способности, дабы показать человеческие пороки -  тонко ведет свою роль Юрий Балиев, ярок,  убедителен  Мурад Ягизаров. Повезло с персонажем  очень талантливому актеру Юрию Омельченко, который может быть таким убедительным в ролях, предусматривающих внутренний надрыв, постоянную перемену настроений, в числе которых комедийные  нюансы. От души любуешься характером, необычно сделанным Олегом Амирбековым и большой протяженной и многозначительной ролью, убедительно сыгранной Алексеем Сапрыкиным.

Огромный успех выпал на долю исполнительниц Глафиры и Евлампии - Натаван Гаджиевой - внутренне  подвижной, искренней обаятельной актрисы с ее на редкость красивой речью и Беллы Сафиной,  сыгравшей трогательно беспомощную  вдову, которую хочется назвать ее коронной работой. Ибо здесь все - от интонаций до выразительнейших пауз не просто рисует характер, но и усиливает драматизм  происходящего, контрастом высвечивая образ существования тех, кого смело называем «волками и овцами».

Взяв в заголовок статьи строку из И.Крылова -  «ягненок виноват в том, что волку с его неуемным  аппетитом просто хочется кушать»,-  закончим короткой  мыслью -  классика усиливает чувство ответственности за судьбу человечества, а именно  исторические спектакли авторитетом великих напоминают о том, что  пороки надо изживать.

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Поделиться:
3879

Последние новости

Все новости

1news TV