Азербайджанский шоу-биз «по Оруэллу»
В одном из моих любимых фантастических произведений целый народ находился под полу-гипнотическим влиянием некоего Большого Брата, который умудрялся вселять в людей уверенность в том, что окружающая их жалкая и убогая действительность прекрасна.
Исторические факты переписывались каждый день, специально подобранными для этой цели людьми, вчерашние сводки об уменьшении количества шоколадного пайка на душу населения выглядели совершенно иными сегодня.
Вдруг оказывалось, что паек был увеличен на 20-25 процентов и, забыв об информации, полученной вчера, люди верили восторженному голосу диктора, вещающему из ТВ ящика, намертво приколоченного к стенам в домах. Верили слепо и покорно.
Натыкаясь на некоторые репортажи о жизни и творчестве звезд азербайджанского шоу бизнеса, я начинаю проводить параллели с любимой книгой Оруэлла – «1984». Предоставляемые читателю "сводки об увеличении шоколадного пайка", поражают воображение.
Каждый, имеющий в послужном творческом списке две-три песни, с мотивом, который невозможно воспроизвести в трезвом состоянии и один клип, снятый на «камеру мобильного телефона», сообщает в интервью о своих громких планах на будущее. Покорение Запада и выход на мировой уровень обязательно в таких планах присутствуют.
Во многих случаях, "выход" уже состоялся в виде приглашения спеть на свадьбе младшего сына владельца нескольких точек на рынке в Москве. "Выходом" может также считаться работа с российскими продюсерами, которые, почему-то в упор не видят в азербайджанских исполнителях будущих Тори Амос и Элтонов Джонов.
Как в случае с Натаван Хабиби, например, которая вернулась из России после неудачного сотрудничества с Максом Фадеевым и теперь мы только и слышим о скором прорыве г-жи Хабиби на мировую сцену от ее окружения.
В отличие от вышеупомянутой, участницы конкурса Евровидения Айсель Теймурзаде и Сафура Ализаде, например, уже давно «покорили Запад», записав несколько композиций при содействии иностранных продюсеров. Хотя, надо отдать должное Западу, о своем покорении Айсель и Сафурой он, по всей видимости, пока не осведомлен и песни, исполняемые этими милыми девочками слышны лишь из окон автомобилей, проносящихся по улицам Баку…
Но все эти истории блекнут перед услышанной мной недавно новостью. Усаживайтесь поудобнее. Новость выглядит так - "Дженнифер Лопес украла наряд у Айгюн Кязимовой". Опубликовано сие шокирующее заявление на достаточно серьезном ресурсе и не в разделе под названием сатира и юмор.
"По сообщению агентства…" - этими словами начинается небольшая статья о краже фасона платья, которую совершила бывшая девушка Пи Дидди, Бена Аффлека, жена Марка Энтони и одна из самых знаменитых персон в мире.
Не сумев совладать с женской завистью, Лопес, без зазрения совести скопировала аутфит, то бишь, платье бывшей девушки Намика Гарачухурлу, народной артистки Азербайджана, г-жи Айгюн Кязимовой.
"Наряд, в котором дива азербайджанской эстрады вышла на сцену 30 июля во время концерта "Aygunlu gecə" похож на платье Дженнифер, в котором она принимала участие в пресс-конференции 23 августа" - такова непробиваемая логика автора статьи. Меня мучает несколько вопросов. Первый и основной - под влиянием каких психотропных препаратов находилась Дженнифер Лопес, вдруг решившая настроить спутник на крыше своего лонг-айлендского поместья на азербайджанское телевидение, транслирующее шоу "Aygunlu gecə"? И второй - принимают ли госпожа Лопес и автор статьи одни и те же психотропные препараты? Ответы на эти вопросы существенно меняют окрас новости и становится ясно, почему фасон платья от Гуччи, надетый мировой знаменитостью, является копией наряда Айгюн Кязимовой.
Неугомонные азербайджанские звезды, разобрав свою жизнь на мелкие кирпичики скандалов, склок и сплетен, находящиеся в постоянных конфликтах и раздорах друг с другом, считают необходимым заявлять о собственной исключительности и таланте при каждом удобном случае.
При этом публика перманентно зомбируется информацией о несуществующих успехах и раздутых достижениях на фоне полного упадка в творческой деятельности того или иного звездного лица. Возмущающихся и берущих под сомнение исключительность звезды, преследуют, им, как бы это нелепо не звучало, угрожают и шантажируют. Все по великому Оруэллу.
Невозможно представить существование в Азербайджане аналога американской премии "Золотая малина" - награды за худшие роли, сценарии и режиссерскую работу. В рамки пресловутого менталитета также не вписывается "Серебрянная калоша" - награда "за сомнительные достижения в области шоу-бизнеса", популярная в России.
Я уже не говорю о многочисленных рейтингах самых безвкусно одетых звезд, составляемых такими журналами, как GQ и прочая, в которые в разное время попадали все звезды мирового масштаба и даже коронованные особы. И, самое главное, журналисты, составляющие такие рейтинги все еще живы.
Удивительное явление с точки зрения особо преданных поклонников творчества местной звезды, которые забросали мой личный ящик на Фейсбук письмами с угрозами и оскорблениями, после выхода в свет одной из моих статей. С чьей подачи был совершен этот акт выброса энергии в космос - я так и не поняла.
По настоящему талантливые и интересные представители азербайджанской поп-культуры, люди, которые могли бы достойно представить нашу страну в более обширных масштабах, в большинстве своем, скромны в своих высказываниях и оценках собственного потенциала. О них редко услышишь, они не кричат о своих достоинствах, а пытаются работать.
Работать в условиях конкуренции с безликой напористой массой, которая готова на любые поступки ради места под солнцем. Именно такие люди, в большинстве случаев, не у дел. Вот, что возмущает до глубины души.
Фидан Гасанова
Статья отражает точку зрения автора