Александр Прохоренко: «Именно с Азербайджаном у нас нет никаких препятствий для развития отношений» | 1news.az | Новости
Интервью

Александр Прохоренко: «Именно с Азербайджаном у нас нет никаких препятствий для развития отношений»

11:48 - 16 / 09 / 2011
Александр Прохоренко: «Именно с Азербайджаном у нас нет никаких препятствий для развития отношений»

Интервью 1news.az с руководителем Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга Александром Прохоренко.

— Александр Владимирович, насколько нам известно, вы были дипломатом. Как получилось, что вы выбрали эту работу?

— Наверное, выбор был связан с тем, что в молодости, уже после службы в рядах Советской армии, я поступил на филологический факультет. Само занятие языками, изучение литературы и истории подвигли меня попробовать —  может ли получиться из меня дипломат или нет. В полном смысле этого слова дипломат из меня не получился: я не стал карьерным дипломатом, но мне удалось длительное время поработать за рубежом.

После этого я более предметно занимался политической и административной работой, которая так или иначе была связана с контактами с зарубежными коллегами. То есть это тоже дипломатия, но не карьерная, непрофессиональная.

— Опыт дипломата помогает вам на посту руководителя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга?

— Во внешних контактах участвуют тысячи людей. Здесь необходимо координировать и подсказывать, заботясь прежде всего о том, чтобы внешние связи Петербурга полностью соответствовали тем политическим линиям и установкам, которые вырабатывают Президент и правительство Российской Федерации. Каким бы большим ни был регион, у него не может быть своей внешней политики.

— За время руководства Комитетом по внешним связям, а на этом посту вы работаете уже с третьим губернатором, вам удалось добиться чего-то масштабного, чтобы сказать: да, я это сделал?

— Я думаю, что есть. На посту руководителя Комитета по внешним связям у меня было всего два предшественника, одним из которых является Владимир Владимирович Путин, который руководил комитетом примерно 5 лет. Фактически он создавал этот комитет, причем в очень сложное время. Владимир Владимирович создал этот комитет, придал ему форму и добился того, что с той поры Комитет по внешним связям играет значительную роль в системе органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Что касается времени, связанного с моим именем, то должен сказать, что одним из достижений стало осуществление своеобразной политики экономоцентризма. То есть в палитру наших забот был четко введен элемент экономического интереса: это — работа по поиску экономических инвесторов, продвижение Петербурга как крупного промышленного центра, производящего огромное количество разнообразных товаров. В конечном счете, у нас сложились два больших сегмента работы: привлечение сюда всего того, что связано с жизнью огромного, промышленно развитого региона, и забота о том, чтобы наши производители получали постоянную поддержку с точки зрения сбыта, реализации их продукции.

— По работе вы встречаетесь со своими предшественниками?

— С Владимиром Владимировичем мы периодически видимся. Мы не были личными друзьями, являясь, скорее, политическими коллегами. Был даже момент, когда мы входили в одну общественную организацию: он был председателем региональной организации «Наш дом — Россия», а я — ее исполнительным директором.

Когда Владимир Путин был Президентом Российской Федерации, мне приходилось обращаться к нему за помощью и поддержкой в решении тех или иных вопросов. Сейчас мы тоже время от времени обращаемся к Владимиру Владимировичу и просим его принять участие в тех или иных мероприятиях.

— Как развиваются отношения Санкт-Петербурга с Азербайджаном?

— Мы не можем сейчас констатировать, что торгово-экономические связи Петербурга и Азербайджана сильно развиты. Азербайджан занимает далеко не самые первые места в объеме торгово-экономического оборота Санкт-Петербурга. Конечно, это определяется и дальностью расстояний, и спецификой Петербурга и Азербайджана. Но, безусловно, это определяется еще и тем, что некую пассивность проявляют те структуры, которые конкретно вовлечены в эти отношения. Мы должны понимать, что задача руководства — создавать определенные условия, а уже чиновники рангом пониже и бизнесмены должны пользоваться создаваемыми условиями.

— Озвучьте, пожалуйста, некоторые цифры по товарообороту между Санкт-Петербургом и Азербайджаном…

— Товарооборот между нами стабильно растет. В 2010 году он составил 104,8 млн долларов, что на 4% больше, чем в 2009 году. При этом Азербайджан занимает 45-е место среди торговых партнеров Санкт-Петербурга. Отмечу, что экспорт в Азербайджан составляет 100,4 млн долларов, импорт — 4,4 млн долларов. Мы поставляем в основном табак и продукцию машиностроения, а из Азербайджана к нам поставляются в основном алкогольные и безалкогольные напитки, печатная продукция и фрукты.

— Позволяет ли политический уровень отношений между Азербайджаном и Россией расширить торгово-экономическое сотрудничество с Санкт-Петербургом?

— Если говорить о политическом фоне отношений Азербайджана и России, то здесь вообще нет никаких препятствий. Но при этом объемы торговли не очень значительные. Я не хочу заниматься ни критикой, ни самокритикой, но в 2004 году состоялся визит губернатора Санкт-Петербурга в Азербайджан, в ходе которого произошли довольно интересные встречи. Нас принимал и Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Мы подписали соглашение и протокол, провели бизнес-форум. Но дальше дело не пошло. При этом завод «Силмаш» активно работает с «Азерэнержи», есть и другие примеры. Но это — фрагменты, не получающие активного развития. Такое ощущение, что команды деловых людей как в Азербайджане, так и Петербурге, застыли на старте, и никак не раздастся выстрел сигнального пистолета.

Последние полтора года мы боремся за то, чтобы окончательно запустить работу делового совета Азербайджан — Санкт-Петербург. Нам есть, что предложить друг другу.

— Что мешает тому, чтобы от слов перейти к делу?

— Ничего не мешает. Есть просто некая инерция и соблюдение протокольных условностей. Документы уже подписаны, определен состав совета как с азербайджанской, так и российской стороны. Думаю, что до конца года мы постараемся провести первое рабочее заседание для того, чтобы определить формат этого совета.

— Сколько раз вы бывали в Азербайджане?

— Я бывал в Баку дважды. В первый раз я приехал туда в середине 1970-х годов. Город и гостеприимство произвели на меня чарующее впечатление. У нас была поездка в винодельческий совхоз, такого вкусного вина я еще ни разу не пил с тех пор. Нашу делегацию принимал первый секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджанской ССР Гейдар Алиевич Алиев. Это была моя первая встреча с ним. Гейдар Алиевич произвел на нас впечатление спокойного, уверенного человека, лишенного заносчивости и превосходства. Я наблюдал за карьерой Гейдара Алиева. В 2002 году состоялась вторая и последняя встреча с ним, когда он приехал открывать памятник Низами в Петербурге.

В 2004 году рамках визита губернатора Санкт-Петербурга состоялась моя вторая поездка в Баку. Нас очень тепло принимали в Баку. Конечно, это был уже другой город, другая атмосфера, более свободная и элегантная. Нас принимал и Ильхам Гейдарович.

У нас с Азербайджаном сложились очень тесные отношения. Поэтому я думаю, что никаких препятствий для расширения сотрудничества нет, и стержнем в этом деле станет создаваемая Комиссия по сотрудничеству.

— Что вы можете сказать относительно гуманитарных, культурных связей совместных проектов, в том числе информационных, между Санкт-Петербургом и Азербайджаном?

— Я думаю, что именно с Азербайджаном у нас нет никаких препятствий для этого — нужно просто преодолевать лень и заниматься этим вплотную. Мне очень приятно, что вы, будучи еще молодыми, так серьезно относитесь к этим вопросам, и со своей стороны я готов поддержать любую инициативу и буду держать во внимании этот вопрос. Мы должны с вами вместе добиваться того, чтобы идеи культурного, гуманитарного и экономического сотрудничества овладели умами людей с обеих сторон.

— Учитывая то, что  в Азербайджане русскоязычная пресса занимает серьезную общественно-политическую нишу, имеет высокие тиражи и доверие в обществе, насколько своевременным было бы усиление информационного обмена и проектов между сторонами?

— У нас есть с некоторыми зарубежными партнерами проекты, в рамках которых в СМИ обеих сторон публикуются материалы и новости друг о друге. Это стоит недорого и дает большой эффект. Несомненно, имеет смысл осуществить такой проект и с Азербайджаном в СМИ, на телеканалах и радио.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
5380

Последние новости

Все новости

1news TV