Израильский политолог: «Страшно подумать, что за этим мракобесием стояли не армянские маргиналы, а сам президент Армении»
Интервью 1news.az с известным израильским политологом, публицистом, общественным деятелем Авигдором Эскиным.
- Президент Армении Серж Саргсян все чаще позволяет себе алогичные заявления относительно независимости Нагорного Карабаха, и это при том, что лично участвует в мирных переговорах. Как вы это прокомментируете?
- Переговоры по будущему Карабаха и прилегающих к нему земель ведутся уже приблизительно восемнадцать лет и не принесли ни одного зримого результата. За последние годы эти переговоры олицетворяют умелое использование формальных предлогов с целью не решать саму проблему.
Армения чувствует себя уютно с нынешними тремя посредниками. Главный спонсор переговоров, США, дискриминируют Азербайджан открыто. Они отменили «поправку Джексона» для Грузии и Армении, но почему-то отказываются предоставить статус наивысшего благоприятствования в торговле по отношению к Азербайджану. Россия является партнером Армении в военной стратегической сфере. А Франция открыто благоволит к позиции Армении.
Не удивительно, что армянский президент Саргсян чувствует себя весьма вольготно. Армянская сторона убеждена в том, что возврата к довоенной ситуации не будет.
- Переговоры по Карабаху фактически не ведутся уже пару месяцев. Есть ощущение, что посредники что-то готовят или основным переговорщикам просто нечего предложить?
- Переговоры зашли в тупик, а военная опция неприемлема для основных спонсоров переговоров. Следует ждать новой дипломатической инициативы, которая не принесет снова ничего нового по сути переговоров.
Сам переговорный процесс не оборвется: мировое сообщество опасается выхода ситуации из-под контроля в случае начала военных действий. Армения считает, что каждый день проволочки укрепляет ее статус в Карабахе. Азербайджан же полагает, что ухудшающаяся экономическая и демографическая ситуация в Армении вынудит Ереван образумиться.
- Кандидатом власти на грядущих президентских выборах РФ будет Владимир Путин. Как вы считаете, если он станет президентом страны, насколько сильно изменится внешнеполитический курс РФ и как это может отразиться на карабахском урегулировании?
- Нет причин полагать, что российская политика вдруг претерпит изменения без вынуждающих причин. Если же говорить о роли России в карабахском урегулировании, то надо говорить и о роли диаспоры азербайджанцев в России. Она более многочисленна, чем армянская, но при этом в Госдуме присутствует дюжина армян и ни одного азербайджанца. Это только пример, отражающий положение вещей.
Но при должной воле азербайджанской диаспоры позиция России может измениться. Это требует немалой дипломатической и разъяснительной работы, но именно позиция России может оказаться ключевой. Тот факт, что Россия находится не за океаном, предопределяет ее решающую роль.
- С учетом ухудшающихся отношений Турции и Израиля может ли последний также пересмотреть свою позицию по «геноциду» армян и карабахскому конфликту?
- Признание или непризнание Израилем армянской версии кровавых событий 1915 года никак не должно отразиться на отношениях с Азербайджаном. Эта тема касается Турции, но не Азербайджана. Мы рассматриваем ваше государство не как турецкую и не как иранскую автономную область. Мы считаем вас крупнейшей региональной державой, воздвигнутой народом с древней культурой. Наши отношения с Турцией не должны влиять на углубившееся в последние годы сотрудничество с Азербайджаном. Кстати, при определенных условиях Азербайджан сможет реально повлиять на улучшение отношений между Израилем и Турцией и даже – между Израилем и Ираном. Но для этого вы должны четко различать, в чем ваши интересы и в чем – турецкие.
Что касается сути вашего вопроса, то недавно были опубликованы документы на ресурсе «Викиликс», указывающие на прямое участие президента Армении Саргсяна в бесноватой антисемитской кампании, о которой я писал в нескольких статьях. Страшно подумать, что за этим мракобесием стояли не армянские маргиналы, а сам президент Армении.
Полагаю, что Израиль не изменит своей позиции: мы признаем факт совершения турецкой стороной преступлений в 1915 году, но не принимаем армянскую версию трагических событий. В свою очередь я бы посоветовал Азербайджану поднять тему массовой резни азербайджанцев в 1918 году. Мир мало знает об этом, а речь идет о настоящих преступлениях против человечества. Нельзя замалчивать эту правду!
Гамид Гамидов (Москва, Россия)