Владимир Евсеев: «Избрание Азербайджана в непостоянные члены СБ ООН – это признание авторитета страны»
Интервью 1news.az с директором Центра общественно-политических исследований, известным российским политологом Владимиром Евсеевым.
- Как вы можете прокомментировать избрание Азербайджана в непостоянные члены СБ ООН?
- Это знак признательности, признание авторитета Азербайджана. Ваша страна победила в ходе выборов. Многие государства поддержали вашу страну, в том числе и Россия. Это свидетельство авторитета.
Касательно предстоящих двух лет членства - не стоит ставить перед собой каких-то невероятных задач. Но, как я понимаю, Азербайджан наверняка хотел бы воспользоваться этой возможностью для разрешения своей главной проблемы – нагорно-карабахского конфликта. В каком ключе удастся это сделать, это другой вопрос. Надо будет скооперироваться с другими членами СБ ООН, действовать, договариваться. В целом, уверен, Азербайджан поднимет эту тему. Членство в СБ ООН создает дополнительные возможности, ведь вышеотмеченная организация – это высший орган ООН, который уполномочен вести разговоры о войне и мире.
При этом я не верю, что конфликт в ближайшие два года удастся сдвинуть с мертвой точки. В любом случае переговоры лучше, чем война. Карабахская проблема – чрезвычайно сложная в решении. И я не понимаю, как ее в принципе можно решить.
Также хотел бы отметить, что Азербайджан в ближайшие два года наверняка постарается решить и другие вопросы. К примеру, есть проблема Ирана, с которым у Баку свои отношения. В настоящее время США желают ввести против Ирана новые санкции. И Баку придется принять решение, как голосовать, понимая все последствия своего решения и в том, и в другом случае. То есть членство в СБ ООН - это еще и очень высокая ответственность.
- В последнее время участились разговоры о том, чтобы привлечь Турцию в качестве еще одного сопредседателя МГ ОБСЕ. Как вы относитесь к подобной инициативе?
- Если говорить о МГ ОБСЕ, то стоит отметить, что реальным посредником, который работает сегодня, является Россия. Она предпринимает определенные шаги по урегулированию этого тяжело решаемого конфликта. Привлечение еще одного посредника не всегда хорошо. Возможно, стоит поработать в другом формате. Да, Турция имеет большое влияние в регионе и она бы могла оказать ощутимую помощь в решении конфликта. Но и у нее есть определенная степень маневров.
То, что она должна участвовать в разрешении конфликта, совершенно бесспорно, и она не должна находиться вне переговорного процесса. Но входить в процесс разрешения как еще один сопредседатель МГ ОБСЕ, на мой взгляд, бессмысленно.
Моя позиция такова – Турция должна работать над разрешением конфликта, но не в формате МГ ОБСЕ.
- Как вы считаете, до конца года мы сможем стать свидетелями очередной трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России?
- Сейчас в России идет подготовка к парламентским выборам. У президента значительное количество встреч, в том числе с американским коллегой. Поэтому, думаю, рассчитывать на какие-то существенные встречи или прорывы до конца года ожидать не стоит. Будет ли запланирована очередная встреча по Карабаху до конца года? Сказать сложно. Могу лишь отметить, что Россия пытается на уровне трехсторонних переговоров не дать процессу урегулирования потухнуть. Ситуация ведь крайне сложная и пока что неразрешимая.
В любом случае переговоры надо продолжать. Они позволяют делать какие-то маленькие шажки, которые на определенном этапе смогут привести к прорыву.
Россия является хорошим посредником. То, что она пытается сделать с учетом статус-кво, очень важно. Она не делает выбора между сторонами конфликта. Для нее важны обе страны.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)