Вячеслав Смирнов: «Переговоры вокруг Карабаха используются мировыми арбитрами для достижения собственных целей»
Интервью 1news.az с директором Института политической социологии, российским политологом Вячеславом Смирновым.
- Как вы считаете, как будут развиваться события вокруг Габалинской РЛС? Смогут ли Баку и Москва договориться по условиям очередного арендного контракта?
- Ситуация в мире достаточно напряженная. В ближайшее десятилетие возможен ряд крупных региональных конфликтов, в которых, по прогнозам, ожидается применение тактического ядерного оружия. Россия как держава, претендующая на общемировое и региональное лидерство, обязана заботиться о собственной безопасности и безопасности соседей. В связи с этим строительство в Габале новейшей радиолокационной станции «Воронеж-ВП» взамен устаревшей станции «Дарьял» весьма желательно. Но согласится ли на такую замену вместо модернизации Азербайджан?..
С другой стороны, Россия может расценить отказ Азербайджана на строительство РЛС как сигнал для переориентации в оборонном сотрудничестве на Турцию и НАТО. Возможно, что Азербайджан пойдет навстречу России, но взамен потребует реального дипломатического содействия в освобождении, например, так называемой «буферной зоны» (7 оккупированных армянскими вооруженными силами районов) на границе с Нагорным Карабахом.
- Россия отказалась от дальнейшего участия в реставрации и управлении Мецаморской АЭС в Армении. Как вы считаете, почему? Является ли этот шаг политическим?
- Это шаг скорее экономический. Управление АЭС передано армянской стороне, а строительство нового энергоблока будет вести «Росатом» совместно с французскими инвесторами. Все должно в первую очередь быть рентабельным. В том числе не только энергетика, но и политика.
- Если подводить итоги карабахского урегулирования в 2011 году, как можно охарактеризовать уходящий год?
- Я бы сказал, что год не принес изменений. Переговоры вокруг Карабаха используются мировыми арбитрами для достижения неких собственных целей, но в ближайшие несколько лет кардинальных изменений не предвидится.
- Чего можно ожидать от 2012 года в плане урегулирования конфликта в целом? Он может стать знаковым, прорывным или нет?
- Наступающий год может стать очень непростым для региона. Думаю, что появится еще несколько новых конфликтов. Вообще на положительные тенденции в этом десятилетии рассчитывать не стоит.
- Как можете спрогнозировать развитие ситуации вокруг Ирана в ближайшее время? И как она может отразиться (и отразится ли вообще) на дальнейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта?
- Ситуация обостряется. Если США или партнеры, в первую очередь суннитские монархии Ближнего Востока, решат, что война с Ираном необходима - такая война вспыхнет. Иран готовится к возможной войне. Спецслужбы ИРИ активно участвуют в «арабской весне» в Тунисе и Египте, работают в Бахрейне. Не сидят без дела и противники Ирана. Единственный союзник иранцев – Сирия - сейчас на грани распада и кровавой гражданской войны. Так что если большая война в регионе случится, а она рано или поздно случится, то мало не покажется. В первую очередь пострадает, конечно, Израиль. Вообще же последствия непредсказуемы.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)