Галерея Бахрама Багирзаде. Радмила Караклаич: «Мой племянник Эмир Кустурица давно уже обошел меня по популярности»
Бахрам Багирзаде представляет интервью с популярной в прошлом певицей Радмилой Караклаич.
«Попутного ветра синяя птица» - так назывался некогда популярный фильм, в котором одну из ролей сыграла Радмила Караклаич, или, как ее тогда называли, советско-югославская певица.
Я еще успел застать тот период, когда Радмилу Караклаич обожали, а песни становились настолько популярными, что многие из них я помню до сих пор. Интересно, что Радмила вовсе не стремилась стать эстрадной певицей. Она училась в Белградском университете и мечтала стать филологом. Пение же было ее увлечением до тех пор, пока друзья не уговорили выступить на конкурсе... Встреча с ней была пронизана ностальгической ноткой по тем временам, когда родители были еще совсем молодыми, Баку бакинским, а моя жизнь была беззаботной и безоблачной, в общем, такой, какой она бывает только в детстве.
- До недавнего времени да, но сейчас в Югославии такая ситуация, что выступлений немного. Я в основном гастролирую. Вообще, пела во многих странах. С особой теплотой вспоминаю и вашу страну. Бакинцы встречали меня с такой теплотой, мне казалось, что я пою у себя на родине. Незабываемое впечатление произвел на меня и ваш замечательный город – солнечный, красивый, уютный, наполненный улыбающимися людьми. Некоторое время назад меня пригласили с сольным концертом в Организацию Объединенных Наций. Я горжусь, что была единственной представительницей Югославии, которая была удостоена такой чести. Особенно хорошо в Нью–Йорке встретили цыганские песни. Интересно, что в самых разных странах именно цыганские песни принимают с особой любовью. Несколько лет я работала на Кипре как директор одной международной компании, занималась бизнесом.
- Когда были на Кипре, пели?
- Нет. Когда я вернулась в Югославию и мне начали предлагать выступать, было очень тяжело начинать все сначала.
- Но, может, Ваши прибыли позволили осуществить какой-то музыкальный проект?
- Нет, они шли на моего сына. Он окончил колледж и со своим другом создал студию. Сына зовут Огнен, что означает огневой — он такой и есть. Огнена считают лучшим диск–жокеем в Югославии.
- Но у Вас в семье есть и еще одна личность, которая известна далеко за пределами Югославии…
- Да, вы правы. Мой племянник Эмир Кустурица давно уже обошел меня по популярности. Его фильмы пользуются заслуженной славой во всем мире. Кто бы мог подумать, что из этого слишком темпераментного мальчишки вырастет знаменитый режиссер. Он и сейчас любит «пошалить». Но я ему все прощаю – талант на то и талант, чтобы выходить за рамки повседневных будней. Он обожает шумные застолья, у него огромное количество друзей и невероятно щедрая натура – когда он получает гонорар, сразу же начинается праздник.
- Самое главное, я не жертвовала тем, что для женщины самое главное. Я прежде всего мать, и у меня прекрасный сын. Это моя самая главная роль. Карьера была на втором месте. Что касается личной жизни, то именно этим я и жертвовала. Не просто быть женой и при этом певицей — ездить на гастроли. Я жертвовала личной жизнью, но не интересами сына.
- Чувство зависти коллег Вам когда-нибудь мешало?
- К сожалению, да. Из–за этого у меня было много проблем, о чем больно вспоминать. Люди вообще странно устроены – я никогда не понимала, как можно тратить свою жизнь, нервы, чувства на злобу и зависть. Ведь вокруг так много прекрасного, интересного.
- Вы многого достигли. Удалось ли Вам помочь кому-то из молодых исполнителей?
- К сожалению, на все не хватает времени. Что касается наших молодых югославских музыкантов, это они помогают мне — пишут аранжировки. А я их победам на фестивалях очень рада. Илью Резника как-то спросили, почему первые премии на различных конкурсах получают именно югославские певцы. На это он ответил: “А почему бразильцы блестяще играют в футбол?”
- Представители творческих профессий очень часто бывают людьми суеверными. Верите ли Вы в приметы?
- Нет. Но перед выступлением очень волнуюсь. Ко всему, что связано с профессией, отношусь очень серьезно. Я не курю, не употребляю алкоголь... Всегда стараюсь все делать по максимуму. Чтобы более тридцати лет выступать на сцене, надо быть очень сильной.
- А чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Не могу не спросить Вас о войне, которая принесла так много горя в каждую югославскую семью. Когда бомбили Белград, Вы были в городе?
- Да. На стенах моего дома и сейчас трещины. Конечно, это было очень тяжелое время. Все наши певцы каждый день выступали на площади, чтобы поднять дух народа. Ночами жители Белграда сидели в подвалах, стояли на мосту, взявшись за руки, а днем приходили услышать любимых исполнителей. Я тоже там пела.
- Что Вы считаете самой яркой отличительной чертой Сербии и сербов?
- Это красивейшая балканская страна с чудесной природой, полями и садами, прекрасными средневековыми памятниками. Мне не раз доводилось путешествовать по ее дорогам, выступать на разных вечерах и фестивалях, участвовать в теле- и радиопередачах. Сербы очень добрый и эмоциональный народ, готовый сочувствовать чужой беде и протянуть руку помощи. У сербов очень ярко выражено гостеприимство, что особенно отчетливо проявляется в праздничные дни. Для каждого серба существует один святой день в году, который он непременно празднует. Этот обычай имеет давнюю традицию, и каждая здешняя семья имеет своего святого защитника, чьим именем и называется праздник.
Невозможно говорить о национальных праздниках и традициях и не упомянуть при этом сербскую шливовицу. Это сербская национальная водка из знаменитой черной сливы. В Сербии редко найдется семья, которая садится за стол без шливовицы. У сербов особый дар к поэзии. Не случайно сами сербы отмечают, что в каждом из них сидит потенциальный поэт, горит поэтическая душа. Независимо от профессии, стихи в Сербии пишет почти каждый третий. Свои страдания, потери и борьбу сербы выражают именно через поэзию, что характерно далеко не для всех народов. Но сербы индивидуалисты, они сплачиваются в основном тогда, когда родине грозит опасность. Родина для них дороже всего, ради нее они готовы пожертвовать собой. Это генетическое чувство любви к родине, своим истокам и традициям передается молодому поколению. При всем том сербы очень эмоциональные и хрупкие, легко могут плакать и оплакивать утрату. Они ранимы до глубины души, но не злопамятны, быстро забывают обиду.
- Это самый наболевший вопрос, ответу на него можно посвятить целую книгу. Часто вспоминаю все пережитое, хоть это невыразимо тяжело. Властители мира сего ставили перед собой задачу разгромить югославскую армию, ослабить Сербию и сломить наш дух. Но как можно сломить дух народа, нежелающего подчиняться приказам великих держав планеты, принимать чужие ценности, отказываясь от своих? Бомбардировки с целью поставить на колени сербский народ я считаю большим позором человечества, которое вовремя не остановило небывалый цинизм американских политиков, позволило, чтобы в третий раз за столетие над Сербией сгустились смертоносные тучи войны. Югославия тогда превратилась в огромную кровоточащую рану. На Балканах установилось затишье, но последствия бомбардировок ужасающи. Разрушены многие дома, дороги, мосты, заводы, больницы, школы. Практически выведены из строя коммуникации. Электроэнергия поступала через день, с перебоями работал транспорт. Огромные очереди за бензином. Ведь натовцы превратили в пепелища электростанции и нефтеперерабатывающие заводы. Больно было смотреть на сюрреалистический пейзаж еще недавно красивейшего края. Теперь понадобятся долгие годы, пока восстановят последствия разрушений.
Во время сильных обстрелов мы не выступали. Бывали такие ночи, что до утра приходилось сидеть в подвалах. Тогда пели хором под аккомпанемент канонады. Старались морально поддержать друг друга. А концерты на площади появились от бессилия и злости. Вы нас уничтожаете, а мы вас не боимся. Если хотите, то называйте это бравадой. Днем люди тоже не отсиживались по домам, выходили на улицы. Вместе горе легче переносится. Война — страшное испытание. Слишком дорогую цену мы заплатили, хотя, что и говорить, ваш народ, к сожалению, тоже испытал на себе все ее ужасы.
- Я пою те песни, которые меня просят исполнить слушатели. В каждую из них вкладываю свою боль и надежду, что черные дни для моей страны скоро закончатся. Когда я приезжаю в республики бывшего СССР, то всегда бываю приятно удивлена, что меня до сих пор помнят и любят. Все, что я могу сделать сегодня, это петь и дарить людям радость от музыки. И я счастлива, что у меня это получается.
- Что помогает Вам в трудные минуты?
- Я верю в Бога, хотя не хожу каждый день в церковь. Думаю, вера многое определяет в поведении человека. Каждый должен любить людей, уважать родителей, делать все для своих детей и не приносить никому зла. Я очень люблю жизнь...
Бахрам Багирзаде