«Лебединое озеро» в первый раз - Очерк
В первую субботу марта в Азербайджанском государственном театре оперы и балета в который раз давали балет «Лебединое озеро» на музыку П.Чайковского, однако в зрительном зале царила далеко не будничная атмосфера.
И не только потому, что балетный спектакль – это практически всегда праздник упоения танцем, волнительной музыки и романтического сюжета. В тот вечер сложнейшую в мировом репертуаре главную партию Одетты и Одиллии, пожалуй, впервые в мировой практике, исполняла двадцатилетняя выпускница балетной школы Джамиля Керимова, и ее выступление, несказанно радовавшее публику, красноречиво оправдывало такое доверие театра.
С видимой легкостью исполняемые порой в ускоренном темпе виртуозные пируэты и прыжки, выпеваемая пластикой тела музыка, даже паузы со скульптурными позами – в балете все это обретает смысл как часть образного мышления только благодаря длительной подготовке. А определенный балетмейстером-постановщиком рисунок танцевальной сцены и конкретной партии только тогда трансформируется в характеры и выражающие содержание спектакля действия, когда зритель может и без слов считывать все это с эстетически и эмоционально наполненных движений лишь на первый взгляд безмолвных актеров.
Вот и «Лебединое озеро»… Наивысший уровень классики, которую на гениальную музыку Петра Ильича Чайковского средствами балетной азбуки рассказал великий Мариус Петипа, чью хореографию лишь частично переделывали многочисленные последователи, оставляя неизменными практически на века его бессмертные адажио, вариации и характерные танцы, признанные каноническими…
Если честно, в этом романтичном, красочном и «многолюдном» спектакле есть немало персонажей, на талантливое актерское исполнение которых интересно смотреть, есть повод ощущать состояние полета вслед за волнующей и на редкость танцевальной музыкой. Но, в конечном счете, все держится на главной героине, превращенной колдуном в лебедя, девушке Одетте, от злых чар которого освободить ее может лишь любовь юного принца. И главное здесь – невидимая часть выраженного языком хореографии сюжета – тут, прежде всего, в пастельных тонах завуалированный каскад сознательно сдерживаемых, обладающим чувством собственного достоинства человеком, эмоций. Это безнадежное отчаяние и редкие всплески надежды на избавление, которые языком уникального по средствам выразительности адажио предстоит передать в зрительный зал именно балерине, что под силу лишь самым виртуозным мастерам.
Да, партия Одетты для балерин во всем мире – вершина, к которой более или менее близко подступились лишь редкие и счастливые таланты, но которая всегда остается мечтой самых смелых и талантливых. И мечта эта завладела Джамилей уже тогда, когда она заканчивала Бакинское хореографическое училище. Благо, ее педагог, народная артистка Азербайджана Тамилла Ширалиева не только давала ей серьезные, особенно «нагруженные» профессиональные уроки, но и готовила к тому, что такие талантливые люди, как Джамиля, должны работать намного больше, чем другие, чтобы всю жизнь держать экзамен на творческую зрелость и не успокаиваться достигнутым.
И Джамиля усвоила эти уроки навсегда. Не потому ли, дебютируя в «Лебедином озере», показала и безупречную технику, и на редкость искреннее эмоциональное прочтение трудной роли – как свидетельство тонкой душевной организации юной балерины.
Воспринимая этот успех как собственную заслугу девушки, хочу отметить, что на наших глазах в эти дни молодежь, многие уже получившие диплом специалисты все чаще стремятся продолжить обучение в заведении более высокого статуса или пройти творческую стажировку там, где есть условия для совершенствования знаний и практических навыков под руководством многоопытных профессионалов.
Конечно же, это явное свидетельство не просто открывшихся возможностей, но и возросшего интереса молодых к знаниям, к качеству собственных навыков. Это знак повышенной требовательности самых целеустремленных к себе, своей карьере, к будущему дела, которое они избрали, и где могут состояться как личности и граждане.
С отличием окончив Бакинское хореографическое училище в 2010 году, Джамиля Керимова, три последних года получавшая Президентскую стипендию, сразу же была принята на работу в Азербайджанский государственный театр оперы и балета. Как стажер она уже год танцевала в кордебалете этой труппы и даже успела выступить в нескольких сольных партиях в спектаклях текущего репертуара – «Жизель», «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик», «Девичья башня» - возможности девушки сразу же заметили профессионалы.
Однако, даже став полноправным членом коллектива, с мечтой пройти курс стажировки в Московской академии хореографии Джамиля все-таки не расставалась – не случайно же начинающие танцовщики из многих стран мира стремятся попасть в классы этого прославленного училища и гордятся, что получили уроки мастерства в его стенах у ведущих педагогов русской балетной школы.
Желание девушки осуществилось: с первого сентября 2010 года Джамиля Керимова, получившая стипендию Министерства культуры и туризма Азербайджана, приступила к занятиям в так называемом иностранном классе Московской академии хореографии, где проходила стажировку вместе с жившими в специальном интернате девочками и мальчиками из Японии, Финляндии, Мексики, Италии, Кореи.
Тогда, приехав домой на новогодние каникулы, Джамиля с удовольствием рассказала о том, что материальная поддержка республики в ее случае имела важное значение… «Да, я выдержала конкурсный отбор, получила хорошие отзывы, но жить и учиться целый учебный год в Москве… такая нагрузка – моим родителям не по силам»…
В Москве, прежде всего, отметили «данные». А это – не замечаемые зрителями и видные только профессионалам, но, в конце концов, определяющие на сцене все – ширина шага, высота прыжка, скорость и четкость вращения и, особенно, музыкальность. Движения классического танца можно четко исполнять на уроке, а на сцене все надо танцевать… под музыку! Заботясь о ближайшем будущем выпускников-стажеров, педагоги с ними проходят там и «сценический репертуар» – поначалу для показа на сцене школьного театра. Вот для этого Джамиля и стала готовить вариацию Одиллии из третьего акта «Лебединого озера». Начала в октябре, чтобы показать в феврале. И только одну вариацию… Сегодня она показывает всю огромную партию – сейчас в театре, куда она вернулась к началу нынешнего сезона, налаживается тенденция назначать молодых на ведущие и совсем не простые партии в больших спектаклях, что не только радует, но и подтягивает…
«Ежедневным тренингом никого не удивишь,- говорит Джамиля. А на вопрос, что дала ей стажировка, раздумчиво отвечает, - пожалуй, я стала больше внимания обращать на музыкальность исполнения… Знаете, вникая в нюансы, я стала понимать и чувствовать, что в музыке есть все – характер героя, стилистика движений и, особенно, эмоции, оживляющие настроение и зрительское впечатление. Это оттуда…».
Кстати, возвращение из Москвы в театре отметили по достоинству: до «Лебединого озера» Джамиля Керимова успела блеснуть в главной партии совсем недавно на нее поставленном одноактном спектакле под названием «Арлезианка». В жертвенной романтической поэме о любви, на музыку Жоржа Бизе, хореографическим языком интерпретирующим истинную драму героев новеллы Проспера Мериме с абсолютно житейскими событиями и трагическим концом, юной дебютантке довелось создать образ прелестницы Виветты - девушки из захолустной французской деревеньки, которую предал возлюбленный Фредери. Увлекшись Арлезианкой - царственно изящной, изысканной горожанкой, он покончил с собой, узнав, что овладевшая его разумом дама - известная распутница.
Вот уж где перед Джамилей открылась сложнейшая задача в танцевальных сценах, дуэтных адажио с заслуженным артистом Азербайджана Гюльагаси Мирзоевым (который и в «Лебедином озере» стал ее достойным и многоопытным партнером), передать гамму эмоциональных состояний от беззаботной юности и счастья быть любимой до бесконечного отчаяния и непоправимого горя.
Уже тогда добротная школа знаний, полученных в Бакинском хореографическом училище, и с честью пройденная годичная стажировка в Московской академии танца позволили этой не по годам хрупкой, изящной девочке, как многоопытной балерине, исполнить эту труднейшую партию, которую, опираясь на способности Джамили, специально усложнила при постановке столичный балетмейстер Наталья Малыгина.
Буквально с первых же после открытия занавеса шагов Джамиля выделяется своей внутренней уверенностью, которой наделяет свою героиню в этой роли, и тем самым вызывает у зрителей ощущение праздника и судьбоносности, сопровождающее весь спектакль.
Во многом именно благодаря Джамиле Керимовой новый балет «Арлезианка» зрители воспринимают как живительную струю свежего воздуха и, поздравляя театр с премьерой, от души говорят спасибо всем, кто этот праздник сотворил.
Но, как оказалось, это было только хорошее начало. Добротное выступление в партии Одетты и ее антипода, коварной обольстительницы Одиллии в «Лебедином озере», закрепило за этой девочкой славу достойной смены Великим.
Одухотворенное выполнение сложных движений, красивые линии, выразительные позы и даже паузы, эмоции, передающие не имеющие отношения к стажу и опыту внутреннее ощущение характера - все в работе Джамили Керимовой отмечено профессионализмом и редкой искренностью, свойственной духовно богатым и чистым в помыслах целеустремленным личностям.
Галина МИКЕЛАДЗЕ