Юрий Бочаров: «Создание правительства нацединства в Израиле не станет прелюдией к военной операции против Ирана»
Интервью 1news.az с израильским политологом Юрием Бочаровым.
По сообщениям в прессе, вчера в Израиле буквально произошел «переворот». Еще несколько дней назад весь Израиль готовился к внеочередным выборам в Кнессет и вдруг в течение одной ночи правящая партии «Ликуд» и главная оппозиционная партия «Кадима» создали правительство национального единства.
В результат закон о досрочных выборах заморожен, а лидер оппозиции Шауль Мофаз стал заместителем главы правительства. О том, что же произошло в Израиле, и как теперь будет развиваться его внутренняя и главное - внешняя политика, мы беседуем с израильским политологом, членом правления ассоциации АЗИЗ (Азербайджан - Израиль) Юрием Бочаровым.
- Так что же произошло в Израиле на самом деле, и по какому пути теперь пойдет страна?
- Еще буквально день назад все в Израиле готовились к выборам. По согласованию с большинством коалиционных партнеров, неделю назад правящая партия «Ликуд» вынесла на голосование закон о роспуске Кнессета и проведении внеочередных выборов. Была даже озвучена дата выборов - 4 сентября. Уже 7 мая закон о выборах прошел в первом чтении и вдруг все мгновенно изменилось. Утро 8 мая буквально ошеломило нас всех, когда сообщили, что выборы в Кнессет отменяются и партия «Кадима» во главе с Шаулем Мофазом входит в коалицию и создается правительство национального единства.
Можно сказать, что данное решение шокировало многих, больше всего была «возмущена» наша пресса. Ведь до самого позднего вечера 7 мая в Кнессете никто и словом не заикнулся о возможности отмены назначенных на 4 сентября выборов. По словам всех политических обозревателей, никто ничего не знал. Фактически была проведена блестящая секретная операция, при этом все сумели сохранить в тайне.
У нас в стране уже стало нездоровой традицией, когда практически все секретные переговоры, кто-то тут же, а чаще всего сами члены правительства «сливают» прессе.
В результате такого «слива» практически всегда возникали коалиционные скандалы, рубившие на корню многие интересные и полезные инициативы. А тут впервые за многие годы, переговоры между Биньямином Нетаньяху и Шаулем Мофазом шли целую неделю, и никто из участников не обмолвился и словом.
В принципе героем дня стал автор этого соглашения, председатель фракции «Ликуд» Зеев Элькин. Кстати и основные коалиционные партнеры «Ликуда» - лидеры партии НДИ Авигдор Либерман и партии ШАС Эли Ишай были проинформированы о ходе переговоров буквально в последний день. И хотя они оба приветствовали данное решение, по мнению ряда обозревателей у них просто не было другого выхода.
Теперь коалиция, насчитывая 94 из 120 депутатов, может принять практически любое решение.
- По всем опросам общественного мнения, если бы выборы состоялись в сентябре, то «Ликуд» набирал бы более 30 мандатов, а «Кадима» менее 15 мандатов. Однако теперь все изменится. Как восприняли эту новость в правящей партии?
- У нас говорят: выборы сами по себе, а опросы сами по себе. Опросы общественного мнения в Израиле угадывают нарастающие тенденции в обществе, но редко предсказывают правильные результаты.
И хотя все опросы предсказывали Ликуду более 30 мандатов, а вместе с ними и общую победу правому лагерю, на внеочередных выборах в сентябре по тем же опросам почти 60% израильтян этих выборов не хотели – что могло бы в любой момент привести к непредвиденным изменениям в общественном мнении.
С другой стороны, и новому правительству пришлось бы столкнуться с теми же проблемами, что стоят сегодня. Это и закон о всеобщей воинской обязанности, и сокращение бюджета, и реформа политической власти.
При этом у правого лагеря из-за наличия большого числа мелких партий были бы снова проблемы с принятием этих законов. Сегодня же, когда коалиция состоит из 94 депутатов, она практически защищена от всех угроз и шантажа со стороны ультрарелигиозных партнеров, а значит, она сможет решать насущные проблемы страны. А значит и часть законов, в которых были заинтересованы многие из ликудовских депутатов, могут быть приняты уже в ближайшее время.
- Какие же основные решения стоят на повестке для новой коалиции? И возможны ли в связи с этим изменения в политике правительства?
- К основным задачам, которые предстоит решать новой коалиции, можно отнести социальные проблемы, бюджет страны, закон Таля, реформу власти и проблемы безопасности. Главный вопрос, который сейчас волнует граждан страны, - это вопрос о том, не является ли создание столь широкой коалиции, правительства национального единства, прелюдией к ближайшей военной операции против Ирана? Думаю, вряд ли.
Когда на фоне растущих социальных протестов на повестке дня еще становится вопрос о сокращении бюджета страны почти на 17 миллиардов шекелей, как-то не остается времени и возможностей еще и для военных расходов. Но, с другой стороны, в случае развития кризиса в данном направлении правительство будет готово к принятию любого адекватного ответа на иранскую угрозу.
Не надо забывать и о выборах президента США, к политике которых очень сильно привязан Израиль. Думаю, что возможное давление на нашу внешнюю политику со стороны администрации Обамы нашему премьер-министру будет легче выдерживать при наличии столь широкой коалиции.
Хотя, на мой взгляд, основная цель новой коалиции заключается в продвижении кардинальных перемен социально-общественного характера, которые неизбежно затронут соотношение светского и ультрарелигиозного населения, что может повлечь уже в ближайшее время изменения в составе правительства, которое может покинуть ряд религиозных партий. Но мы все надеемся, что за оставшийся полуторалетний срок до новых выборов новая коалиция и скорее всего новое правительство сумеют решить ряд наболевших внутренних проблем социального плана и утвердят новую реформу власти.
Ожидается, что сдвинется с мертвой точки практически замороженный мирный процесс с палестинцами. Что касается нашей внешней политики установления добрососедских отношений со всеми партнерами, заинтересованными в дружбе с нами, то она вряд ли претерпит какие-то изменения.
- В связи с вынесением на голосование в Кнессете такого пакета спорных и судьбоносных для израильского общества законов, не ожидаете ли вы изменений в составе правительства?
- Вполне возможно. Один из основных законов, который согласно новым коалиционным соглашениям должен быть с подачи партии «Кадима» принят уже в июле этого года, это закон о всеобщей воинской обязанности и альтернативной службе для всех жителей страны, включая арабов и представителей ультра-ортодоксального сектора.
Против этого закона уже долгие годы выступают все религиозные партии и в результате его принятия партия «Яхадут ха-Тора» может выйти из коалиции и лишиться своих министерских постов.
В ближайшие пару месяцев прокуратура должна поставить точку в «деле» Авигдора Либермана. В результате чего он будет либо полностью оправдан, либо по досудебной сделке будет вынужден уйти в отставку с министерского поста до конца нынешней каденции Кнессета. Останется ли после этого партия НДИ в правительстве, не знает никто. Хотя по высказываниям Натаньягу и Мофаза, партия НДИ - основной и самый логический партнер новой коалиции.
- В соответствии с достигнутым соглашением Шауль Мофаз стал заместителем главы правительства и вошел в состав министерской группы по вопросам политики и безопасности, а ведь еще на днях ему предсказывали печальное будущее во главе немногочисленной партии. Чем вы объясняете такой прорыв и успех?
- Шауль Мофаз - прославленный генерал, в прошлом начальник генштаба, министр обороны и гениальный стратег. При этом он только месяц назад стал у руля партии «Кадима», выиграв внутрипартийные выборы у Ципи Ливни с перевесом в 25 процентов. Все опросы, что давали партии «Кадима» от 11 до 15 мандатов, фактически не оценивали работу Шауля Мофаза, который просто еще не успел ею поруководить, а оценивали бездеятельность «Кадимы» под руководством Ципи Ливни в оппозиции.
Теперь же, став реальным руководителем, Шауль Мофаз еще покажет себя и общественное мнение в отношении него и партии «Кадима» изменится в лучшую сторону. Он своим отказом бороться за какие-то министерские посты в правительстве национального единства уже доказал, что для него важнее интересы страны, нежели партийные. Хотя возможно, что в ближайшее время в связи с принятием ряда законов кое-кто из нынешних коалиционных партнеров покинет правительство и в него войдут депутаты от партии «Кадима».
- Что известно о взглядах Ш.Мофаза на развитие отношений с республиками СНГ, в том числе о взаимоотношениях Израиля с Азербайджаном?
- Мне довелось работать с Шаулем Мофазом и хочу заметить, что он, как и я, не коренной житель страны, а репатриант. Он очень хорошо помнит свое тяжелое детство в период абсорбции в стране и поэтому с большой теплотой и пониманием относится к нам - выходцам из стран СНГ. В его окружении всегда есть кто-то из наших бывших сограждан.
В бытность его министром транспорта Израиля мне с коллегами довелось готовить по его просьбе визит из Баку министра транспорта Зии Мамедова. Скажу откровенно, мне приходилось присутствовать на многих официальных встречах и переговорах на различных уровнях, но такое уважительное и доброжелательное отношение к своим партнерам по переговорам, которое проявил Шауль Мофаз, я встречал крайне редко.
Тогда он сделал все, чтобы привлечь как можно больше израильских бизнесменов к этим переговорам. По их итогам было заключено несколько соглашений и в результате израильские компании приняли участие в ряде проектов в Азербайджане.
Не надо забывать, что Шауль Мофаз - репатриант из Ирана, то есть восточный человек, понимающий все тонкости нашей ближневосточной политики и взаимоотношений. Думаю, что его работа в правительстве пойдет на пользу нашим странам, а Азербайджан может приобрести еще одного серьезного партнера в вопросе восстановления своей территориальной целостности.
Кстати, еще такой штрих. Пять лет назад, когда мы готовили первый съезд ассоциации АЗИЗ (Азербайджан-Израиль), на нашу просьбу к членам израильского правительства принять участие в его работе откликнулись только два человека, но каких - Авигдор Либерман и Шауль Мофаз. Уверен, что и на следующем нашем съезде, который состоится этим летом, мы снова увидим среди уважаемых гостей этих же людей. А именно это и говорит об их отношении к Азербайджану.
А.А.