Израильский военный эксперт: «Иранцы дико опасаются полного вступления в силу санкций с 1 июля» | 1news.az | Новости
Интервью

Израильский военный эксперт: «Иранцы дико опасаются полного вступления в силу санкций с 1 июля»

09:24 - 29 / 05 / 2012
Израильский военный эксперт: «Иранцы дико опасаются полного вступления в силу санкций с 1 июля»

Интервью 1news.az c израильским военным экспертом Андреем Кожиновым.

- Насколько серьезно в Израиле отслеживают ситуацию вокруг ухудшения азербайджано-иранских отношений?

- В последнее время израильская пресса уделяет много внимания Азербайджану. К примеру, в связи с конкурсом «Евровидения» широко освещалась ситуация в сфере безопасности в Баку касательно израильской делегации. Пресса интересовалось тем, как себя чувствует израильская делегация и те, кто приехал ее поддержать. Все публикации по большому счету были позитивными. Лично я не видел в израильской прессе каких-то высказываний израильтян, которые были в Баку и говорили бы, что им было некомфортно или опасно.

Конечно, параллельно в Израиле следили за иранскими заявлениями касательно Азербайджана и конкурса «Евровидения». В Израиле их, конечно же, считали не более чем курьезом. Заявления о том, что Иран осуждает Азербайджан за проведение «Евровидения», вообще не серьезны.

- О чем, по-вашему, говорят нападки Ирана на Азербайджан, которые мы видим в последнее время?

- В первую очередь это говорит о некоем давлении внутри Ирана. Если у Турции была политика «ноль проблем со своими соседями», то у Ирана просматривается политика запугивания любого соседа, который находится рядом. В отношении Азербайджана Тегеран проводит ту же политику. Давление под любыми предлогами.

И вы знаете, у меня ощущение, что режим в Иране готов верить в любую сказку, которая будет озвучена, и, так или иначе, касается его. Новость о том, что Азербайджан предоставил в лизинг Израилю свои аэродромы, опровергли уже все, кто только мог. Но Тегеран по-прежнему мусолит эту тему. А все дело во внутреннем страхе.

- Может ли этот самый страх подвигнуть Иран на какие-то действия, в том числе в отношении Азербайджана?

-  Вряд ли. Наличие внутреннего страха лишь позволяет Ирану проводить превентивные военные действия какого-либо рода. Любая же провокация с его стороны, нападение на территории любого суверенного государства приведет к очень тяжелым для него ответным действиям. Тегерану это не нужно. Он просчитывает свои действия и пытается работать на перспективу.

Возьмите, к примеру, ситуацию в Бахрейне. Там мы наблюдали столкновение между шиитами и суннитами. И в Бахрейне жаловались на то, что именно иранские СМИ поддерживали и подталкивали шиитов на раскачивание ситуации в этой маленькой стране. Иран пытается разогреть внутренние противоречия в странах, которые его окружают, затем, чтобы создать коалиционные блоки. Иран на самом деле действует очень просто: все, что западное - плохо и несправедливо, и, соответственно все, кто поддерживают Запад, предают исламские ценности. Правоверный шиит же, по мнению Ирана, должен поддерживать сам Иран и Сирию, то есть Башара Асада, а также поддерживать внутри себя некую шиитскую гордость, направленную против суннитов. Это очень упрощенный тип дискуссии, который очень легко внести в менее образованные слои населения для того, чтобы работать по схеме «разделяй и властвуй». Ту же тактику   

Иран пытается претворить в жизнь касательно Азербайджана. Если она работает в Бахрейне, то почему не может работать в Азербайджане? Почему все эти идиотские заявления относительно «Евровидения» не могут упасть на «благодатную почву», где люди менее критически относятся к Тегерану?.. В определенном промежутке времени создается благоприятная почва для зарождения определенной идеологии и в будущем появлении своих агентов. А насчет агентов не мне вам рассказывать, что происходит в подковерной борьбе спецслужб Ирана и Азербайджана. О проникновении боевиков, желании организовать теракты в Азербайджане – все это известно. В Израиле все это отслеживается.

С одной стороны, Иран неуступчив международному сообществу. С другой стороны, Иран позволяет себе воинственные заявления. С третьей стороны – Тегеран пытается давить на ближайших соседей. Но все это проистекает из-за чувства страха. Ведь что бы они ни говорили, иранцы дико опасаются полного вступления в силу санкций с 1 июля. Они уже сейчас откачивают нефть и хранят ее в танкерах на побережье. И все заявления о том, что они обошли санкции – не более чем заявления.

- Как в ближайшее время будет действовать антииранская коалиция? Увидим ли мы до конца года нанесение ракетно-бомбовых ударов по Ирану?

- В открытых военных действиях никто не заинтересован, потому что все понимают, каковы могут быть последствия. С другой стороны, Штаты заявляют, что все опции находятся на столе. Но стоит понимать, что нынешний год предвыборный, и ввязываться сейчас в третью военную кампанию Вашингтону, достаточно тяжело. Тем более до сих пор непонятна ситуация в Сирии.

Вряд ли до конца 2012 года мы увидим какие-то военные действия. Хотя, конечно, прогнозировать что-то очень сложно, так как ситуация по Ирану постоянно меняется.

К примеру, на днях министр обороны США Леон Панетта в интервью, если не ошибаюсь,  BBC заявил, что Штаты подготовили военный план нанесения удара по Ирану, если ядерная программа не будет остановлена. Да, он заявил, что США хотят видеть дипломатическое решение проблемы, но план военной операции существует. И, в общем-то, военное планирование предполагает, что у всех заинтересованных сторон есть планы либо контрпланы на различные типы развития событий.

Гамид Гамидов

Поделиться:
4638

Последние новости

Все новости

1news TV