Расим Мусабеков: «Не исключаю, что Хиллари Клинтон может взять на себя инициативу организации встречи президентов Азербайджана и Армении»
Интервью 1news.az c политологом, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым
- На днях состоится визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Азербайджан. Каковы ожидания от этого посещения, и какие вопросы могут обсуждаться между сторонами в рамках этого визита?
- Ну, здесь вопрос не предположений. Определенные комментарии по этому поводу уже дал и спикер Министерства иностранных дел Азербайджана Эльман Абдуллаев. Это и двусторонние отношения, и нагорно-карабахский конфликт. Безусловно, ситуация, связанная с Ираном, с учетом того, что мы граничим с этой страной и в последнее время ощущается достаточно серьезная напряженность в азербайджано-иранских отношениях. Ну и как обычно это бывает, традиционная повестка дня переговоров – энергетическая проблематика, а также вопросы, связанные с развитием демократии, обеспечением гражданских прав и свобод. Вот примерный круг вопросов, который будет обсуждаться.
- Стоит ли ожидать изменений в повестке дня обсуждения вопросов по сравнению с предыдущим визитом Хиллари Клинтон в Баку, который состоялся 2 года назад?
- Я думаю, что повестка осталась та же самая. Для страны региона очень важно услышать из уст высокопоставленного представителя американской администрации об их планах, об их ожиданиях, об их гарантиях. Личные контакты и беседы непосредственно в регионе имеют большое значение. Это некий «месседж» сопредельным державам, что Южный Кавказ находится под пристальным вниманием США.
- Может ли этот визит вызвать новый виток антиазербайджанских выступлений в Иране, которые раздавались в преддверии и во время проведения конкурса «Евровидение» в Баку?
- Ну, я думаю, дальше уже некуда. Они и так распоясались. Но при всех случаях мы выстраивали свою политику без оглядки на Тегеран. Думаю, что и дальше продолжим проводить ту же линию.
- Какое значение этот визит имеет для Азербайджана и США?
- Если бы оно не имело значения, то вряд ли госсекретарь США является настолько свободным человеком, чтобы совершать визиты без серьезной заинтересованности. Я думаю, что здесь в первую очередь интерес заключается в географии. А именно в том, что Азербайджан граничит с Ираном. В том, что наша страна расположена на берегу Каспия, где очень много энергоресурсов. Этот интерес объективен, и он в этом смысле никуда не исчез. А для Азербайджана диалог с высокопоставленным представителем США, которые сохраняют свой статус единственной супердержавы в мире, всегда важен.
- А в плане подвижек в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта что-то можно ожидать от этого визита?
- Напрямую в ходе визита госсекретаря в регион я этого не жду. Однако с учетом того, что Соединенные Штаты Америки являются сопредседателем Минской группы ОБСЕ, этот визит позволит выяснить, следует ли ждать от Вашингтона каких-либо инициатив в контексте карабахского урегулирования. Полагаю, что эта тематика займет очень важное место в переговорах Хиллари Клинтон как в Ереване, так и в Баку. Известно, что в последние 5-6 лет модераторство встреч на высшем уровне между Азербайджаном и Арменией осуществлялось российским президентом. Но мы помним, что такие встречи проходили и с участием президента Франции Жака Ширака. Была попытка с участием госсекретаря Колина Пауэла в Ки-Уэст, где стороны были достаточно близки к тому, чтобы достигнуть прорыва в урегулировании конфликта.
С учетом того, что президент Франции Франсуа Олланд – новичок в международной политике, и что сегодня все его внимание сосредоточено на европейской повестке дня, на том кризисе, который переживает Евросоюз, я думаю, что ему не до того, чтобы заниматься вплотную карабахским урегулированием. И Путин пока еще особого интереса к этому вопросу не проявляет. Поэтому я не исключаю, что Хиллари Клинтон, которая объявила, что завершает свою политическую карьеру и не собирается оставаться госсекретарем в новой администрации, может взять на себя инициативу организации встречи президентов Азербайджана и Армении и предпринять попытку продвинуть урегулирование. Полагаю, что в ходе визита она определит для себя, насколько такая инициатива имеет шансы достичь какого-то результата и стоит ли тратить на это время и авторитет.
- Может ли визит госсекретаря США в регион повлечь за собой ужесточение санкций против Ирана?
- Иран ведет переговоры с большой шестеркой, и по результатам этих переговоров может быть достигнуто какое-то соглашение. Хотя американцы объявили, что санкции смягчаться не будут до тех пор, пока Иран не просто что-то подпишет, а исполнит взятые обязательства в полной мере. Поэтому в ближайшее время я не жду ни смягчения санкций, ни того, что иранская ядерная проблема будет снята с повестки дня.
- Как вы считаете, Габалинская РЛС может стать предметом обсуждения в рамках визита Клинтон в Баку?
- Не думаю. Во всяком случае американцы не проявляли особого интереса к этой радиолокационной станции. Эта РЛС устаревшая, построенная на основе технологий 70-х годов прошлого века. Она ориентирована на наблюдение за авиационной и ракетной активностью в первую очередь США на территории, расположенной между Индийским океаном и Персидским заливом, и в этом смысле американцам наблюдать за собой особой нужды нет. Тем не менее, свои какие-то рекомендации по этому вопросу американцы могут дать. И я думаю, что для нас это тоже важно.
- Может ли Азербайджан поднять вопросы отмены 907-й поправки и оказания финансовой помощи со стороны США сепаратистскому режиму Нагорного Карабаха?
- Думаю, что 907-я поправка и содержавшаяся в ней помощь Азербайджану сегодня не столь нужна. Небольшие в сущности средства, которые по этой программе идут - 40 миллионов для Армении, и менее 30 миллионов долларов для Азербайджана - для нашей страны на фоне 20 миллиардного бюджета – это крохи. Тем более что действие этой поправки давно приостановлено. Отменять ее или нет – дело самого Вашингтона.
Что же касается американской помощи Нагорному Карабаху, то уверен, что Баку свое негативное отношение по этому вопросу выскажет прямо и твердо. Если уж эта помощь рассматривается Вашингтоном как рычаг для воздействия на Нагорный Карабах, то надо увязывать предоставление этой помощи с занятием более конструктивной позиции на ведущихся переговорах. В противном случае помощь со стороны США выглядит как косвенная поддержка сепаратистского режима. До сих пор госдепартамент проявлял понимание позиции Азербайджана в этом вопросе, в отличие от Конгресса. Проявлялось это в том, что госдепартамент придерживал большую часть выделенных Нагорному Карабаху средств. Я думаю, что в ходе визита госпожи Клинтон в регион этот момент будет обсужден и найдено взаимопонимание.
- Какой может быть реакция Москвы на визит американского госсекретаря в Баку?
- Начнем с того, что это не первый визит госсекретаря США. Сама Хиллари Клинтон уже во второй раз приезжает в регион. И я думаю, что в Москве уже достаточно спокойно к этому относятся. В Баку приезжали и вице-президент, и министр обороны, и глава ЦРУ. Так что это уже нормальная дипломатическая практика. Я не думаю, что Москва что-либо выскажет в связи с визитом Хиллари Клинтон официально. Хотя российские СМИ по этому поводу наговорят много.
- Власти Азербайджана неоднократно заявляли о том, что не позволят использовать территорию нашей страны против какого-либо государства, в том числе и против Ирана. Может ли госсекретарь США в рамках своего визита в регион вновь попытаться пролоббировать этот вопрос?
- Это принципиальная позиция Азербайджана, и очень правильная позиция. Но это не распространяется на тот случай, если со стороны Ирана или какого-либо иного государства будут демонстрироваться угрозы безопасности самого Азербайджана. В этом случае Азербайджан вправе не только предпринять все защитные меры, но и воспользоваться поддержкой третьих государств, включая США.
Не думаю, что американцы в ходе визита госсекретаря напрямую потребуют от Азербайджана согласия предоставить свою территорию для действий против Ирана. Скорее всего, будет подчеркнута независимость и безопасность Азербайджана, равно как и всего Южного Кавказа, включая энергетические объекты на Каспии.
Расим Бабаев