Уходящий посол Германии в Армении: как дипломат стал адвокатом Еревана
Посол той или иной страны мира является лицом, озвучивающим официальную позицию данного государства.
«Отсебятину» он себе может позволить лишь в ходе неофициальной встречи, во время задушевного разговора за чашкой чая, кружкой пива, рюмкой водки, бокалом шампанского и прочее, да и то – без утечки содержания этих бесед в средства массовой информации. При этом, интервью посла для СМИ страны, в которой он работает, никак не могут считаться задушевной беседой, в которой посол может отклониться от официальной линии собственного государства. Это все – аксиомы, хорошо известные каждому дипломату. Но знание аксиомы – не всегда есть гарантия понимания и претворения ее в жизнь. В этом я убедился, перечитав интервью с завершающим свою миссию в Армении послом Федеративной Республики Германии Гансом-Йоханом Шмидтом.
Если господин посол Германии в РА запамятовал, то я напомню ему, что Германия признает территориальную целостность Азербайджана. Об этом, в частности, говорил уполномоченный по правам человека правительства Германии Маркус Ленинг. Аналогичной позиции придерживался и член Европарламента Хёрст Шнельхардт, который в ходе встречи с министром сельского хозяйства Азербайджана Исметом Абасовым напомнил, что Бундестаг Германии принял резолюцию в связи с территориальной целостностью Азербайджана, в целом выразил свою поддержку в этом вопросе.
«Не выходя за рамки этой позиции, я хочу еще раз подтвердить, что в этой резолюции Германия признает территориальную целостность Азербайджана и поддерживает справедливое дело этой страны. Это официальная политическая позиция, мы ее полностью поддерживаем», - заявил тогда Хёрст Шнельхардт.
Вынужден также сообщить господину послу ФРГ в Армении, что и Европейский Союз полностью поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Об этом четко и ясно сказал председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, выступая перед студентами Бакинского государственного университета. Ну а если шире, то территориальная целостность Азербайджана в его границах, включающих оккупированные Арменией территории нашей страны, признана всем миром. Более того, существуют принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции, в которых черным по белому указано на необходимость вывода армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана. Но эти резолюции игнорируются Арменией. Точно так же, как ею игнорируются иные резолюции целого ряда иных международных организаций, требующих уважения к территориальной целостности Азербайджана и вывода с оккупированных территорий нашей страны армянских вооруженных формирований. Данный шаг мог бы стать началом реального процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, но официальный Ереван не идет на это.
Говоря о необходимости отвода снайперов с передовой и создании механизмов по расследованию инцидентов, он заявил, что «азербайджанская сторона вместо этого допускает вооруженные инциденты, а последний случай произошел уже на границе Армении и Азербайджана, и это говорит о том, что ситуация эскалируется». Мы понимаем, что герр Шмидт является послом ФРГ в Армении, но это вовсе не означает, что сие должно приводить к приобщению к традиции столь вольного обращения с фактами, при котором наличие реальных доказательств сказанного является нормой.
Реальных доказательств того, что «это азербайджанская сторона допускает вооруженные инциденты» у посла ФРГ в РА нет, и потому его обвинения ни что иное, как ложь. А это не к лицу не только дипломату, но и просто уважающему себя человеку.
И еще. Судя по всему, господин Шмидт просто не знаком с позицией официального Баку по вопросу снайперов на передовой, о которой заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, что также является весьма плохой характеристикой для дипломата, пусть и уходящего на пенсию. Ибо неподготовленность в его рассуждениях на тему поднятой дискуссии наносит удар по престижу Германии, которую он пока еще продолжает официально представлять.
Увы, поток удивительных рассуждений уходящего на пенсию посла ФРГ в Армении на этом не иссяк. «Я разделяю мнение, что мы, как дипломаты, имеем дефицит информации о Карабахе.
Фактически мы все стали политическими заложниками позиции Азербайджана, потому что так получилось, что и Россия, и европейские страны вынуждены считаться с запретами Азербайджана. Хотя было бы правильнее посещать Карабах». Мне лично кажется, что герр Шмидт сильно лукавит, когда говорит о дефиците информации с оккупированных Арменией территорий Азербайджана. Ведь никто в Армении не запрещал говорить о том, что происходит на этих территориях, и информаторов, сообщающих о происходящем на исторически азербайджанских землях, у всех дипломатов, работающих в Армении, всегда предостаточно.
Что до того, что кто-то считает себя заложником справедливой позиции Азербайджана, так то – его личное дело. Каждый сам для себя волен решать, стоит или не стоит ехать на никем не признанные и оккупированные Арменией территории и идти против официальной позиции собственного государства, которое признает территориальную целостность Азербайджана, параллельно лишая себя возможности посетить нашу страну. Другое дело, что герр Шмидт хотел указать на то, что вес Азербайджана в мире растет и с нашей страной, в отличие от Армении, считаются. Если посол ФРГ в РА имел в виду именно это, то свои мысли ему имело бы смысл выражать более ясно.
Когда он хочет, у него это получается. К примеру, он справедливо и предельно понятно заявил, что без урегулирования карабахской проблемы и нормализации отношений с Турцией Армении сложно будет интегрироваться в региональные проекты. Только вот говорить все это посол ФРГ в Армении должен не журналистам этой страны, а представителям официального Еревана, просто и четко требуя от них уважения к территориальной целостности соседнего государства, к резолюциям влиятельных международных организаций. Пора уже понять, что без деоккупации территорий Азербайджана, бессмысленны попытки присоединения Армении к региональным проектам. Обречены на неудачу и попытки давления на Турцию в вопросе открытия границы с Арменией, какие бы усилия к тому не прилагали различные немецкие фонды, активно финансирующие целый ряд турецко-армянских проектов. Это – выброшенные на ветер деньги. Ибо позиции Азербайджана и Турции по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта всегда были , есть и будут абсолютно идентичны. Это – позиции, требующие уважения к международному праву, к общепризнанным границам Азербайджана.
«У Армении нет нефтедолларов, как у Азербайджана, но есть богатое культурное наследие. Армянские музыканты, тот же оркестр под управлением маэстро Топчяна пользуется огромной популярностью в Европе и может презентовать Армению», - заявил Ганс-Йохан Шмидт. Вынужден кое-что ему объяснить. У Армении нет нефтедолларов потому, что в этой стране нет нефти, а нефти там нет не по вине Азербайджана. Если Германия, от имени которой выступает герр Шмидт, так озабочена этим вопросом, то она вполне может попытаться найти в Армении нефть, никто ей этого не запрещал. Но мне как-то не очень верится в то, что есть в мире желающие искать в темной комнате черную кошку, когда ее там нет.
Что до богатого культурного наследия, то его наличие или отсутствие в той или иной стране мира не должно ставиться в зависимость от того, обладает ли эта страна нефтью. У Германии нефти нет, но сие вовсе не означает, что данное государство не имеет богатого культурного наследия. В Азербайджане это знают. В нашей стране умеют ценить то, что связывает Азербайджан с немецким народом. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Церковь Спасителя – неоготическую лютеранскую кирху, что стоит в центре Баку. Впервые орган лютеранской или – как ее всегда называли в Баку – немецкой, кирхи зазвучал еще в конце XIX века, сразу после окончания строительства и сегодня под сводами Церкви Спасителя собираются сотни поклонников искусства, среди которых, конечно, не только немцы.
Есть кирха и в Ханларе. В этом городе, который был основан в 1819 году как Еленендорф немецкими колонистами из Швабии, до сих пор стоят деревянные дома с резными фасадами, на которых указаны немецкие фамилии первых владельцев этих домиков. И это – еще один пример того, сколь трепетно относятся в Азербайджане ко всему тому, что называется культурным наследием немецкого народа.
У уходящего посла ФРГ в Армении совсем скоро появится возможность убедиться в этом. Ему нужно будет всего лишь посетить нашу страну. Убежден, что после этого визита его взгляды на причины и последствия армяно-азербайджанского конфликта изменятся и Ганс-Йохан Шмидт, пусть теперь уже как отставной дипломат, сумеет понять, сколь сильно он ошибался, делая заявления, идущие вразрез с официальной позицией своего же государства.
А ознакомившись с нашим богатейшим культурным наследием, он поймет всю абсурдность высказываний о якобы превосходстве Армении над Азербайджаном в этом вопросе.
Акпер Гасанов