Чингиз Абдуллаев: «Ни один из правозащитников не обратился к нам по вопросу арестованных в Иране азербайджанских поэтов»
Интервью 1news.az c президентом ПЕН-клуба, народным писателем Азербайджана, секретарем Союза писателей Азербайджана Чингизом Абдуллаевым.
- От имени Комитета защиты ПЕН-клуба направлено обращение к международной общественности в связи с арестом в Иране азербайджанских поэтови Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде. Можно ли подобным способом добиться их освобождения?
- Во-первых, мы хотели поддержать МИД Азербайджана, который несколько раз представлял ноты иранской стороне, и не получил до сих пор ответа.
Во-вторых, хотели бы знать, в чем ребят обвиняют. Нельзя два с половиной месяца, даже по иранским законам, держать людей в тюрьме, не предъявляя им никаких обвинений.
В-третьих, хотели бы понять, почему не пускают к ним консула и адвоката?
Я не уверен в том, что в ответ на наше обращение их сразу же отпустят, но точно знаю, что сидеть молчать нельзя.
Я президент ПЕН-клуба, секретарь Союза писателей, но прежде всего, я гражданин Азербайджанской Республики, и мне хочется поддержать свою страну, поддержать наш МИД, который 5 раз представлял ноты иранской стороне.
В данном случае нельзя молчать, потому что это грубейшее нарушение прав человека.
Я не знаю, в чем их обвиняют, но хочу, чтобы это было по законам, хотя бы по иранским.
Нельзя два с половиной месяца держать их и не пускать к ним консула. Они же ведь подписали Консульскую конвенцию, являются членами ООН, входят в цивилизованное сообщество.
Нельзя этого делать. Я очень уважаю Иран - это страна с большой культурой, литературой, историей. В мире мало таких народов. Они наши соседи, как и мы -мусульмане. Зачем портить отношения с Азербайджаном, - я не понимаю.
- Была ли предоставлена какая-либо поддержка в этом вопросе со стороны азербайджанских правозащитников?
- Никакой. И меня это очень обижает. Я не понимаю - почему? Почему, когда проходило «Евровидение», нужно было подпортить праздник азербайджанскому народу, распространяя информацию о якобы ужасном положении дел в этой сфере в нашей стране, а когда можно действительно помочь, - они просто молчат?
Я понимаю, что ребят могут освободить не сразу, но стыдно сидеть, молчать и не реагировать.
Ни один из правозащитников, которые у нас выступают за права человека, за эти два месяца не обратился в наш комитет по данному поводу. Мне очень стыдно об этом говорить.
Это тот случай, когда не будет грантов, когда не будет никакой (финансовой) поддержки. Вам самим, как азербайджанцам, не хочется хотя бы узнать, за что арестовали этих ребят?
У нас в Азербайджане за последние 20 лет разве был случай, чтобы одного человека держали два месяца в тюрьме, не предъявляя обвинений, не говоря, за что его арестовали? Был хоть один такой случай в Азербайджане? Не было. А шуму различных защитников было немало.
- Когда вы намерены поехать в Иран?
-Мы решили так - давайте, прежде всего, обратимся к иранской стороне. Сегодня мы готовим письмо на фарси, которое перешлем в МИД ИРИ, президенту Ирана.
Кроме того, мы хотим подождать 7-10 дней, потому что понимаем – мгновенной реакции ждать не приходится. Если спустя несколько дней реакции не последует, то предпримем какие-то альтернативные шаги.
Будет правильным, если от нас кто-то поедет туда. Для начала следует поехать мне, родителям и адвокату.
Когда американцев задержали в Иране и заявили, что они шпионы, этим лицам разрешили встречаться с родителями.
Неужели американцы для иранцев ближе азербайджанцев, при чем настолько, что наши братья по вере не могут позволить этим ребятам встретиться с родителями?
Мы даже не знаем, в каких условиях их содержат. В Иране есть азербайджанское посольство, консульство. Почему дипломатам не разрешают встретиться с ребятами?
В такой ситуации сидеть и ничего не делать, - это глупо и постыдно.
- Из каких стран к вам приходят письма поддержки?
- Мы даже не ожидали, что будет столько писем. Из Англии, Швеции, а также от азербайджанской диаспоры. Поддерживают ПЕН-клубы - европейские, турецкие, российские.
Со всех частей континентов мы получаем поддержку. Вот сейчас будет заседание международного ПЕН-клуба, - думаю полететь туда, дабы поднять данный вопрос.
Мы всегда исходим из того, что Иран - наш сосед.
Я не позволяю никогда ни одного плохого слова говорить об этой стране. Мы с уважением относимся к Ирану, и хотели бы, чтобы это было обоюдным.
Как мы их уважаем, так и они должны уважать нас.
Утверждать, что эти ребята израильские шпионы - как минимум смешно.
Шпиона два месяца без обвинений в тюрьме не держат, ему на следующий день предъявляют обвинение.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.