История одного здания, или Пара слов о еще одном шедевре старого Баку - ФОТО
Увлеченный творческий поиск Шамиля Фатуллаева-Фигарова давно уже подарил человечеству фундаментальные исследования по истории архитектуры капиталистического Баку и многих других объектов, по осмыслению тенденций развития зодчества Азербайджана в увязке с мировыми достижениями и их научным толкованием.
В кропотливо собранных и изученных им материалах, опубликованных в добротно изданных научных книгах и альбомах, в публицистической манере описаны практически все изысканные творения архитекторов недавнего прошлого, справедливо названные памятниками зодчества конца XIX – начала XX веков.
И вполне естественно, что накопленные знания, интерес исследователя по завершении этих трудов устремились в более глубокие пласты науки, чтобы изучить возможности и тенденции развития зодчества в предшествовавшие годы и века.
Скрупулезно собирая материалы о том, что и как вело архитектуру к поистине небывалому расцвету, Шамиль муаллим подготовил объемные, богато иллюстрированные монографии об архитектуре эпохи Каджаров, а также воссозданные путем нелегких поисков биографии зодчих, оставивших след в истории градостроительства и благоустройства столицы нашей родины.
Они давно уже могли бы расширить границы представлений специалистов и общественности о конкретных объектах и личностях, о явлениях, веками сопровождавших эти процессы, если бы были напечатаны, но, увы, на их издание Институт архитектуры и искусства НАНА, как говорят, не имеет денег, а искать спонсоров автор не приучен.
Бесперспективное ожидание, конечно же, очень огорчает ученого, но, привыкший находить отдохновение в работе, Шамиль Фатуллаев и сегодня, не зная праздности, с молодым задором занимается делом всей своей жизни – у таких, как он, всегда есть должок перед собой, задумка, осуществить которую все было недосуг. И потому меня нисколько не удивило приглашение Шамиля муаллима в Институт архитектуры и искусства НАНА, где он работает, намекнувшего по телефону на то, что у него есть новый и, кажется, интересный материал…
Всегда полный идей, постоянно занятый изложением давно собранного и осмысленного материала, на сей раз Шамиль муаллим встретил меня с особым спокойствием, за которым не показная вера в то, что ничего особенного он не сделал.
Он просто работает в обычном режиме и вот почти закончил статью об объекте, до которого все эти годы не доходили руки, а теперь готов рассказать о нем с теми подробностями, которые характеризуют стиль его работы как ученого и исследователя.
- И что же привлекло ваше внимание на сей раз – неужели в Баку остался достойный вашего исследования дом, который не вошел в ваш фундаментальный том «Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX – начала XX века»? – спросила я.
- Представьте себе, остался, и очень достойный! Меня давно влекло к такому объекту, как дом Рзабека Алибекова по адресу Почтовая, 60 (ныне улица Сулеймана Тагиева, недавно носившая имя Островского).
- А почему в свое время он остался вне поля вашего зрения?
- Сказать по правде, я никогда не забывал о нем и даже попытался поближе познакомиться с его историей. Но попытка оказалась неудачной, а, отложив эту работу до удобного момента, выбраться смог только теперь.
- Если не секрет, что помешало?
- Не секрет. Я шел с благоговением, предвкушая, что буду фотографировать, обмерять, описывать здание, которому под стать эпитет «шедевр зодчества», а встретил такое убожество и запустение!
Представители советской власти оставили владельцам особняка лишь небольшую часть помещений, остальное превратив в коммуналку для жильцов, не только не знавших ценности этого строения и не поддерживающих его сохранность, но и не умевших ладить с новыми и случайными соседями.
Когда я впервые попытался посмотреть эти апартаменты, увидел расшатанные перила в парадном подъезде, толстый слой пыли на великолепных панно, украшающих стены этого помещения, а главное – услышал крики увлеченно скандаливших между собой новых обитателей, то ретировался с мыслью отложить эту работу до лучших времен.
- Расстроились?
- Не то слово! Шел получить удовольствие от встречи с творением очень именитого архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева, со зданием, которое заказал и со вкусом обустраивал наш соотечественник Рзабек Алибеков, а тут… Запущенность, убогость и такое оскорбительное отношение… Им и в голову не приходило, что построенный в 1903 году дом нуждается в заботе, что время от времени его надо ремонтировать, не говоря уже о регулярных уборках.
- Но сейчас все утряслось и с хозяевами особняка, и с его ремонтом…
- Слава Богу! Буквально на днях исполнил мечту. И не просто пошел к уникальному особняку, но и вернулся в то состояние, которое испытывал в молодые годы, обмеряя и фотографируя не исследовавшийся прежде объект, собирая архивные данные об истории той или иной достойной изучения стройки.
- И это за три месяца до своего 84-летия!
- В работе я возраст не замечаю.
- Расскажите о содержании научной статьи, которую пишите сейчас.
- Пожалуйста. Я подчеркиваю, что рождение такого и ему подобных зданий могло происходить на рубеже XIX-XX веков, когда Баку стремительно развивался благодаря экономическим и техническим условиям.
Когда население старалось осваивать центральные застроенные городские кварталы, придать им благоустроенное состояние. Частные владения стали предметом освоения архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения с эстетических позиций.
В застройке городской среды сложилась очень интересная архитектурно-градостроительная ситуация, когда, наряду с местными и обосновавшимися в Баку зодчими, в объявлявшихся конкурсах активно участвовали петербургские архитекторы. Благоприятные условия строительства в основном жилых зданий, доходных домов и особняков способствовали внедрению очень емких в художественном отношении жилых домов в структуру узких улиц городских кварталов.
Особенно сказалось на этом то, что бакинские студенты, направлявшиеся на учебу в московский и петербургский университеты, вовлекавшиеся в европейскую общественную культурную среду, несли свои знания на родину.
Так, учившийся на юридическом факультете Петербургского университета молодой состоятельный студент Рзабек Алибеков, волею судьбы оказавшийся знакомым с петербургским архитектором Николаем Дмитриевичем Прокофьевым. Именно ему он заказал проект особняка, который почти сто лет спустя восхищает всякого, кому посчастливится в него попасть.
- Вас не интересуют впечатления обывателей?
- После того, что эти самые обыватели сделали со многими уникальными и бесценными строениями, о них просто хочется забыть.
- И на все смотрите с точки зрения ученого…
- Личные впечатления должны быть подтверждены документами, большая часть которых теперь уже хранится в архивах.
- И по данному объекту есть материалы?
- Мне известно, что в журнале «Зодчий» были опубликованы некоторые сообщения о проектных работах для Рзабека Алибекова. Об академике архитектуры Н.Д. Прокофьеве известно, что он родился в 1866 году в городе Николаеве, окончил Петербургскую академию художеств в 1897 году и, являясь отличным художником, часто выставлялся.
В перечне проектов Н.Д. Прокофьева названа «постройка по улице Почтовой, 60 в Баку среди плотных жилых кварталов, с угловым решением и с внутренним двориком, по планировке отвечающая бакинским традициям начала ХХ века», - сообщается в документе.
- Что еще вам удалось выявить?
- Здание Алибекова построено в период участия в застройке города Баку архитекторов И.Плошко, Зивэр-бека Ахмедбекова, Адольфа Эйхлера и других.
В тот период Баку сформировался как архитектурно-планировочное и объемно-пространственное образование, где доминировали разные стилевые приемы и формы, наряду с местными и европейскими направлениями, вплоть до Бакинского модерна, занявшего свое самостоятельное место.
Проект особняка на далеком Кавказе, особенно в бурно развивавшемся Баку, в архитектурной жизни Н.Д.Прокофьева был случайным эпизодом, чего не скажешь о Рзабеке Алибекове.
Азербайджанец, образованный гражданин Российской империи, он получил в Казани диплом врача, после чего в Петербурге с большим успехом окончил юридический факультет с золотой медалью, которую ему вручал лично император Николай II.
- Теперь мы смело можем, как бы заново с вашей помощью открывая для себя особняк Рзабека Алибекова, утверждать, что он представляет особую архитектурно-художественную и композиционную ценность?
- С точки зрения архитекторов, жилой дом Алибековых с угловым решением, раскрытый на широкий переулок, отличается объемной пластикой благодаря четким вертикальным граням эркера и угловых позиций фасадов. Главный фасад исполнен «классическим» приемом.
Четкие вертикальные членения сразу вносят определенный порядок в архитектурную композицию, а симметричный южный фасад выражен слегка подчеркнутыми ризалитами, определяющими заметную объемность в решении постройки.
Трехэтажное здание развивается в спокойном ритме объемных масс с участием крупных оконных проемов в сочетании с масштабными пропорциями и пространственным положением. Наблюдается новое отношение построения фасада. Те архитектурные формы и приемы, которые окружают соседние жилые дома, мы практически не замечаем.
- Возможно, Н.Д. Прокофьев проектировал по своему усмотрению дом Алибекова в Петербурге, получив от заказчика лишь схему участка, и опирался на европейскую классику?
- Вполне вероятно. В особняке Алибекова использованы новые приемы и мотивы.
По объемной трактовке эркера и остекленного длинного балкона чувствуется, как в городскую жилую среду вписана положительная структура, не лишенная гламурности архитектурных форм, участвующих в образовании композиции и следующих своим закономерностям.
Бакинский теплых оттенков камень-известняк включается одновременно в систему фасада как элемент конструктивного порядка и входит как декоративный предмет со своими пластическими решениями.
Основные объемные элементы жилого здания в активной форме определяют портал парадного входа и балкон-шушэбэнд на втором этаже.
Портал входа состоит из двухколонной композиции коринфского ордера с соответствующими элементами пластического характера. Непосредственно вход подчеркнут полуциркульной аркой, двухстворчатыми дверными полотнами. На фасаде портал убедительно входит и активно участвует в формообразовании объемной системы каменной пластики.
Портал - не новый для бакинских зданий элемент – даже при том, что находится на узкой улице, он фактически преображают ее объемные структуры, придающие ей собственный колорит.
Длинный балкон-шушэбэнд на втором этаже между ризалитами относится к другой категории объемной пластики жилого дома, выступает своими эстетическими элементами благодаря художественно выполненной металлической решетке. Сохранению эстетической значимости здания в не меньшей степени способствуют архитектурные детали, называемые элементами второго порядка.
- Фотографии, на которых буквально на днях вы запечатлели наиболее потрясающие интерьеры и их детали, восхищают…
- Конечно! Особенно насыщено художественно выполненными интерьерами внутреннее пространство жилого дома вплоть до обширного вестибюля двухэтажной лестничной клетки за пределами парадных помещений, украшенного декоративными панно с пейзажами и жанровыми сценками, выполненными работавшими здесь архитекторами-дизайнерами и художниками-живописцами.
С бельэтажа широкая угловая остекленная галерея ведет ко всем парадным помещениям, знакомство с которыми доставляет особое эстетическое удовольствие. Здесь потрясают вкусом и разнообразием изразцовые печи-камины, вычурные карнизы, богато орнаментированные плафоны и многое другое.
Но поскольку в них живут не так давно сделавшие капитальный ремонт здания новые владельцы апартаментов особняка, в свое время построенного в тихом уголке нефтяного Баку богатым молодым хозяином-врачом и юристом с петербургским образованием, то побывать там всем желающим, конечно, не просто.
- Но в эти дни они гостеприимно встретили вас и помогли выполнить работу, на которую вы давно нацеливались.
- Да уж! Я выполнил то, что задумывал. Вот и статью заканчиваю.
- А увидеть это великолепие нам всем позволяют фотографии, которые 23 сентября 2012 года сделали вы сами - неравнодушный человек, словно гид, подробно и увлеченно рассказывающий о красоте и величии всеми любимой столицы нашей родины – Баку. Большое вам спасибо.
Галина МИКЕЛАДЗЕ