Чингиз Фарзалиев: «Музей – это еще и лаборатория, где каждая единица хранения тщательно изучается» - ФОТО
БАКУ, 10 июн – 1NEWS.AZ
Как известно, участвуя в церемонии открытия нового корпуса Азербайджанского национального музея искусств, Президент Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева ознакомились с экспонатами в действующем здании музея.
Накануне этого события директор Национального музея искусств, заслуженный деятель искусств, профессор Чингиз Фарзалиев ответил на вопросы корреспондента 1 news. аz о выставке, которую с большой ответственностью здесь готовили в течение трех лет.
- Чингиз муаллим! Еще и сегодня слово «музей» у многих ассоциируется с храмом, где благоговейная тишина наполнена энергетикой минувших лет, излучаемой собранными в залах и запасниках предметами, хранящих тепло рук и чувств их создателей или бывших владельцев. Это ведь неверное представление, а?
- Скажем, не достаточно полное! Музей действительно храм, где собираются раритеты, но он еще и лаборатория, где каждая единица хранения (и не обязательно выставленная в экспозиции) подвергается тщательному изучению сотрудниками научных отделов, чтобы многое рассказать о былых временах.
- Национальный музей искусств Азербайджана существует около 80 лет – надо полагать, сегодня он обладает серьезной и «красноречивой» коллекцией?
- На заре зарождения музейного дела в нашей стране, прежде всего, ставилась задача уберечь от политических катаклизмов хранившиеся в основном в семьях достойные национальной гордости предметы, не дать им пропасть в бессмысленном водовороте вандализма. Уже тогда наши предшественники учились не только собирать «интересные вещи», но и определять их историческую значимость. В 1920 году был создан расположившийся в помпезном Дворце нефтепромышленника и мецената Г.З.Тагиева Азербайджанский государственный музей истории с отделом изобразительного искусства. А по мере накопления материалов на основе фондов этого отдела в 1936 году появился и самостоятельный, «специализированный» музей искусств. В начале 50-х передали роскошный особняк Дебура, управляющего делами барона Ротшильда, построенный в 1888 году на бывшей Садовой улице (ныне улица Ниязи), с анфиладой помещений, заканчивающейся залами, освещенными выходившими на главный фасад окнами. Очень подходящее, я вам скажу, помещение для показа произведений изысканного искусства…
- Сейчас это здание на ремонте?
- Да, сейчас оно закрыто на реставрацию, которая начнется в 2015-м, но Музей искусств ни на минуту не прекращал свою работу. Вы же знаете, что расположенное по соседству здание, в котором мы сейчас беседуем, - это переданные музею в 1992 году апартаменты построенной еще в 1885 году Мариинской гимназии, где теперь, после дорогостоящего капитального ремонта, созданы все условия для плодотворной музейной работы.
- Да, уж, какие только выставки не проводились здесь за последние годы! Новая - из числа подобных им мероприятий?
- Надеемся, она уже по замыслу отличается от всех предшествовавших экспозиций.
- По размерам или по содержанию?
- По всем параметрам. Но более всего - по концепции. Не секрет, что в коллекции нашего музея находится около 18 тысяч единиц хранения - произведения азербайджанских, западноевропейских, русских художников, образцы декоративного искусства различных стран и исторических периодов. Но всякий раз, планируя и организуя выставки, здесь, по какой-то непонятной традиции, ограничивались показом предметов XIX – XX веков.
- Не хватало материалов?
- Экспонатов, в том числе способных рассказать о ходе исторического развития азербайджанской культуры и в более ранние периоды, у нас немало. Но когда знаешь, что наиболее характерные и бесценные образцы азербайджанской культуры бережно хранятся во многих коллекциях Европы и Востока, очень уж не хочется делать вид, что они не доступны вниманию наших граждан!
- Неужто, появилась смелая идея показать и их в Азербайджане?
- Представьте себе… Тем более, что сегодня для этого есть не только много возможностей, но и политическая воля.
- Это реально?
- А вы пройдитесь по залам…
- Уже прошлась. С восторгом подолгу рассматривала то, что там развешено и выставлено. Но решила, что все это великолепие вы извлекли из запасников.
- Да, нет! Своими богатствами нынешняя экспозиция обязана и тому, что по нашим просьбам сотрудники Института археологии Национальной академии наук Азербайджана на время выставки предоставили нам материалы из своих фондов. А еще ее украсили великолепно выполненные современными средствами «принты» с наиболее древних и бесценных предметов, хранящихся за рубежом. Видели, как они «естественно» выглядят?
- Для вас они представляют большую ценность как произведения именно изобразительного искусства?
– Конечно! Сохранившиеся и выявленные при раскопках фрагменты расписанной посуды, бытовой утвари говорят о развитых эстетических чувствах тех, кто их создавал, и кто ими пользовался.
- На днях состоится презентация?
- Очень скоро. Заканчиваются оформительские работы, вот-вот выйдет из печати нарядный каталог. А еще готовится книга «Народное искусство».
- Рассказывать о том, что выставлено, сейчас здесь не будем – это нужно видеть. Но хорошо бы каждому, кто войдет сюда, знать некоторые «базовые» вещи.
- Выставка не случайно называется «Азербайджанское искусство сквозь тысячелетия». Лишь мельком «упоминая» об известных фактах, которые хронологически тяготеют к периоду доисторической эпохи до начала ХХ столетия. То есть к тому, что известно каждому школьнику, - когда, где и при каких условиях зарождались те или иные ремесла, как складывались неплохо изученные торговые связи, процессы миграции, а значит, и взаимное обогащение культур. Мы же показываем свидетельства развития эстетических чувств, художественного мышления талантливых людей именно в Азербайджане, что видно по произведениям искусства, бережно сохраняемыми в фондах музея и частных коллекциях.
Очень хочется, чтобы посетители не просто получили представление о том, чем окружали себя наши далекие предки. Чтобы, восхищаясь изяществом иной скульптурки из древнего кургана, богатством орнамента на выкованных на заре веков доспехах, палитрой красок и замысловатостью ковровых узоров, ощутили душевную тонкость наших талантливых предков. Их неизбывную потребность в те далекие времена, не отличавшихся комфортными условиями, окружать себя изысканными предметами.
- Чего нового ждут представители науки от нового проекта, при том, что специалисты по сей день продолжают по особым узорам-орнаментам, по множеству символов считывать зашифрованную информацию, позволяющую все активнее заглядывать в глубину веков и познавать подробности объемных процессов возникновения и совершенствования самобытной культуры нашего народа?
- Об этом красноречиво говорит выставка, экспозиция которой состоит из археологических материалов (гончарные изделия и бронзовое оружие), поливной и штампованной керамики, изделий из металла, предметов вооружения и военного снаряжения, ковров, вышивки и тканей, изделий лаковой живописи, графических рисунков и живописных полотен.
Созданные в разные времена изделия и вместе отражающие очень существенные моменты истории позволяют, в частности, выявлять образные и художественные особенности национального культурного наследия, условия и обстоятельства, при которых они могли появиться.
И еще проследовать по историческому пути, пройденному страной в течение тысячелетий.
- А Великий Шелковый Путь!
- Это обширная тема миграции близко коснулась различных предметов, их декоративно-художественного оформления, и они широко представлены на выставке несколькими стендами.
- Вы не случайно уделяете повышенное внимание военной экипировке, художественному оформлению боевых аксессуаров и оружия?
- Искусство войны считалось на всем Востоке своеобразной школой мужества и отваги, местом демонстрации силы и бесстрашия. Как и во многих соседних странах, в Азербайджане оформление доспехов было возведено в степень высокого искусства, где изготовлялись подлинные шедевры боевого снаряжения, и мы показываем их достаточно подробно.
Важное место в искусстве Азербайджана прошлого занимают прекрасно декорированные предметы быта, повседневного обихода. Мы показываем многочисленные изделия из бронзы, меди, керамики, дерева, сотканные из шерсти и шелка, отдельные элементы интерьера и составляющие его неотъемлемую часть всевозможные аксессуары, наконец, сам национальный костюм.
- Во всем этом видно предельно утонченное отношение мастеров и, наверное, «заказчиков! Есть богатый материал для изучения и обобщения явлений нашей истории.
- К сожалению, формат выставки не способен полностью отразить все явления и процессы, происходившие в художественной культуре страны на протяжении многих столетий.
- Но будем надеяться на то, что вслед за этим первым шагом, позволившим показать концептуальную экспозицию, Национальный музей искусств осуществит и следующие проекты, еще более глубокие по содержанию и художественной ценности. Спасибо вам, Чингиз муаллим, и больших успехов.
Галина МИКЕЛАДЗЕ