Интервью 1news.az cо старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований, специалистом по Турции Евгением Бахревским.
- Хотелось бы услышать Вашу оценку тем событиям, которые сейчас происходят в Турции.
- Турция в настоящее время находится на достаточно крутом изломе своей истории. Это определение относится, конечно, не к молодежным выступлениям на площади Таксим. Турция вот уже в течение 11 лет живет во время перемен, причем до сих пор большинство этих перемен в жизни страны отражались на жизни людей положительно. Правление Партии справедливости и развития (АКП) ознаменовалось существенным экономическим ростом, стабилизацией внутренней политики, ростом международного авторитета Турции. И все это было так или иначе связано с исламизацией.
Правда, надо сказать, что при власти королей 40 лет назад в Афганистане девушки тоже ходили по улицам практически в мини
Да, у власти в Турции силы, которые ставят под вопрос заветы Ататюрка и всю систему государственной идеологии, они взывают к образу Османской империи. До сих пор демократия западного образца и рекомендации Европейского Союза не только не мешали Эрдогану, он активно пользовался этими инструментами, обращая их в свою пользу. Однако, по-видимому, в связи с некоторым кризисом «нового османизма», который показал свою слабость и незрелость в сирийском конфликте, отношения между правящими силами и прозападной частью общества накалились настолько, что была сделана попытка бросить Эрдогану некий вызов. Вызов оказался довольно слабым - никакой «турецкой весны» не получилось.
- Действительно ли при Эрдогане существовала и существует опасность того, что Турция может окончательно превратиться в исламское государство, в чем, в первую очередь, протестующие обвиняют премьер-министра?
- Нужно четко понимать, что мы называем «исламизмом». Строя типа саудовского в Турции быть не может. Турция – европейская страна, без всяких скидок. Но возвращение некоторых элементов исламской общественной жизни уже произошло, и, по-видимому, будет происходить и дальше. Политический ислам имеет в Турции мощнейшую базу, экономическую и социальную. Любые выборы в ближайшие годы партия Эрдогана выиграет без особого труда. Так что свободные выборы в Турции не противоречат определенной исламизации.
Турецкий ислам постепенно выходит из подполья. Правда, надо сказать, что при власти королей 40 лет назад в Афганистане девушки тоже ходили по улицам практически в мини. Впрочем, уверен, афганского варианта исламизации в Турции мы не увидим.
- Каковы Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития событий: протесты сойдут на нет, или позиции Эрдогана все же пошатнутся?
- Протесты затронули довольно узкий слой левацкой и анархической молодежи. Официальные оппозиционные партии поддерживают бунтарей только на словах. К тому же, свидетели стамбульской жизни последних дней говорят, что обстановка в городе абсолютно спокойная и за пределы площади «Таксим» беспорядки не выходят. И не потому, что их сдерживает полиция. Просто огромному большинству людей все это просто не интересно. Подача информационных материалов каналами типа CNN, как всегда, крайне тенденциозная, полностью подменяющая реальность происходящего.
- Как на происходящее в Турции реагирует Россия?
- Россия имеет устоявшиеся и тесные отношения с правительством Эрдогана. Противоречия по Сирии, как показала практика, практически не повлияли на двусторонние отношения. Поэтому, полагаю, России выгодно сохранение власти АКП в ближайшие годы.
Протесты затронули довольно узкий слой левацкой и анархической молодежи
- Как, по-вашему, события в Турции сказываются на ситуации в Сирии? И сказываются ли вообще?
- Конфликт в Сирии, как и предсказывалось многими, уже, так или иначе, перекинулся в Турцию, что стало очевидно после теракта в Рейханлы. Политикой Эрдогана в Сирии в Турции недовольны многие, не только записные оппозиционеры. Однако, полагаю, Эрдоган уже давно разочаровался в собственной агрессивной позиции в отношении Асада.
Но сразу изменить позицию он не может, даже если хотел бы. Но прямого влияния на сирийские события ситуация на Таксиме не окажет.
Гамид Гамидов