Слава Сапунов. Партизаны в городе, или Когда не понимают слов…
«Уялла!» – радостно кричал каждый второй прохожий, приветствуя меня с коляской, в которой сидел мой малыш.
Каждый третий норовил ущипнуть сына за пухлую розовую щечку. Я старательно маневрировал, уворачиваясь от чадолюбивых бакинцев. Зашли в продуктовый магазинчик, втиснулись коляской между прилавком и мешком с рисом. Пока я высматривал фруктовое пюре необходимой марки, сынишку настигла продавщица! С возгласом «уялла!» она схватила моего малыша за щеку и интенсивно ее подергала. Той самой рукой, которой только что, вероятно, грузила ящики с тушенкой, сортировала веники или давила мух. Вот так трясешься над ребенком, кипятишь в семи минеральных водах все, с чем он соприкасается, купаешь дитё в дефицитной марганцовке, закупаешь дорогущие кремы и присыпки, а потом возникает это чудо в перьях и хватает мозолистой рукой за твое самое дорогое и нежное.
Это как бы в рамках некоего этикета. На который я, вообще-то, не подписывался.
Словом, я тоже схватил ее за щеку и тоже произнес заветное заклинание «Уялла».
Девица изрядно обалдела, вспыхнула и убежала куда-то в подсобку. Сортировать веники или давить мух – не знаю.
А мы покинули магазин.
Увы, слов многие не понимают. Они даже не догадываются, что их действия могут быть другим людям неприятны. А скажешь (а ведь говорили не раз) – искренне не разумеют. Не работают ни устные воззвания, ни публикации в прессе, ни проклятья на заборах. Поэтому некоторые отчаявшиеся вынуждены прибегать к жестким мерам. Вы помните историю об идиотски припаркованной машине, которой проткнули все четыре колеса? Как законопослушный гражданин, я не оправдываю действие, подпадающее под какую-либо статью Уголовного кодекса. Но чисто по-человечески понять могу.
Конечно, выводить в угол подъезда оголенные провода жестоко. Но не все люди, вынужденные в родном блоке задерживать дыхание и зажимать нос, осудят экстремиста, избравшего столь радикальный метод борьбы с гадящими согражданами.
Не все осудят бабушку, которая летней ночью после тщетных увещеваний окатывает ведром воды ржущую под окнами молодежь.
Многие поймут и одобрят спортсмена, под ноги которого был выброшен пакет с вонючим мусором, и исхитрившегося забросить смрадный кулёк обратно на балкон.
Каждый наверняка припомнит аналогичные истории с жесткими, невербальными аргументами.
Потому что непонятливые достали. Потому что все чаще слов оказывается недостаточно.
И партизаны выходят на тропу войны. Швыряют, бьют, поливают, обклеивают…
На их стороне немалые силы. Например, эвакуаторщики, самоотверженно борющиеся с безграмотной парковкой. Действительно, зачем пытаться кого-то убеждать? Проще молча увезти машину. Типичные благородные партизаны. Системы в их действиях я не наблюдаю, иначе бы они начали бы не с дальних подворотен, а вывезли бы «Мерседес», припаркованный на зебре у МИДа. Но не гордиться их беззаветной активностью не могу.
Больше бы таких во все сферы. Что уговаривать, что убеждать и даже штрафовать?
Деньгами откупаться привыкли давно.
Когда увещевания не работают, хамство, наглость, жадность, бескультурье заслуживают куда более эффективных мер – пробивающих заскорузлость шаблонов. Чтоб каждого негодяя можно было схватить за условную щеку и больно потрепать, так чтоб прочувствовал: «Уялла!»
Потому что надо блюсти границы, ребята.
Это кстати касается и тех, кто попирает границы географические. Ведь выйдет же боком. Должно выйти.
Вячеслав Сапунов,
главный редактор журнала Boutique Travel