Правила жизни обычных людей. Ровшан Джафаров: «В мое время даже мысли о том, чтобы «откосить» от армии не возникало» - ФОТО
Ровшан Джафаров, продавец сувениров, 47 лет.
Я рано потерял отца, поэтому в 14 лет принял решение пойти в ПТУ, потому что матери, поднимавшей троих детей, нужна была помощь.
Помню, как на первую стипендию купил любимый торт мамы - «Сказка». Приготовил ужин, заварил чай к ее приходу. Торт тогда стоил 2 рубля 83 копейки, а стипендия была 30 рублей. Сдачу я тоже с радостью отдал маме. До сих пор помню ее слезы и счастье…
Маму мы тоже рано потеряли, так что сиротой я стал в 15 лет. Времени и возможности жалеть себя не было – нужно было жить и работать. Устроился в кинотеатр «Джафар Джаббарлы» официально – уборщиком, а фактически – помощником киномеханика.
Учился я всю жизнь: после кинотеатра устроился в Институт технической эстетики, где начал с разнорабочего и дорос почти до дизайнера макетного отдела. Потом обучился токарному делу и успел поработать фрезеровщиком. А потом была армия.
В мое время даже мысли о том, чтобы «откосить» от армии, у нормального молодого человека не возникало. В мужском «кругу» разговоры о том, что «армия – это потерянные годы» и иже с ними, считались, мягко говоря, неуместными. За это могли и морду набить. И правильно делали!
Служил я в Калининграде. При прохождении медкомиссии последним «проверяющим» был психолог и заведующий самой комиссией. И когда они с удивлением спросили, как я умудрился в 18 лет освоить столько профессий, я лишь пожал плечами – мол, вариантов не было. И они решили, что я смогу научиться еще одной. И отправили меня учиться на повара в военную школу поваров.
Судьба всегда посылала мне людей, которые мне помогали. Наверное, потому что я сам не сдавался. Хотя, если честно, я никогда об этом и не задумывался, просто не понимал, как можно жить иначе.
После демобилизации я вернулся в армию снова – почему-то потянуло обратно. Сначала служил в Калининграде, потом вернулся в Баку и продолжил работать в Бакинском общевойсковом училище.
В лихие 90-е пришлось осваивать новую профессию «челнока» - у меня уже была семья, ее надо было кормить, а завод, на котором я уже работал, обанкротился. Стал ездить в Польшу, привозить товар, даже польский язык успел выучить.
У меня был период ужасной депрессии, когда я все бросил и пытался бежать от всех – сначала в Красноводск, а потом – в Набрань. Просто в Красноводске мне сразу же стало неуютно, и я на том же пароме вернулся обратно.
От себя не убежишь – это я понял почти сразу. В Набрани мне пришлось работать фотографом и снова быть среди людей. Пусть среди других, незнакомых, но все же… Тогда я и стал переоценивать многое.
Вернувшись в Баку, начинал работать на ярмарке «Велотрека». Потом ярмарку перенесли на «Бешмертебе», тогда еще не благоустроенную «толкучку-подземку». Там я и стал задумываться над тем, что надо что-то менять.
Продавать мне было сложно, а первое время даже стыдно и неловко. Но со временем освоился. А к сувенирам в качестве главного продукта торговли пришел позже, уже в начале 2000-х.
Я не знал, что сувениры, особенно те, что касаются «фен-шуй», будут так популярны в Баку. Начал ими торговать, потому что мне стало интересно. Изучил эту интересную науку. Правда, не могу сказать, что поверил в силу всех этих талисманов.
Когда меня спрашивают, приносит ли удачу, скажем, «трехпалая жаба», я честно отвечаю: «Сама – нет. Если ты будешь что-то делать для своей удачи, тогда поможет». Под лежачий камень вода не течет.
Мне приятно, что люди порой приходят в мой магазин просто за атмосферой. Я старался создать здесь Сказку, ведь не случайно у меня «никнейм» во многих соцсетях – Волшебник.
Конечно, покупатели бывают разные. Иногда приходят раздраженные женщины, которые хотят скинуть на кого-то негатив. Но я всегда стараюсь обезоружить их улыбкой или комплиментом.
Отвечать агрессией на агрессию неправильно. Если человек злой, значит - ему больно. А продавец должен уметь создавать настроение, а не портить его.
Старайтесь никого не обижать. Один обиженный вами человек в день – это 365 душ обиженных людей в год. Это – страшно!
Сам тоже стараюсь не обижаться ни на кого. Зачем? Кому я хуже сделаю, если буду носить в душе обиду? Только себе.
В Баку по сей день самый сильный двигатель торговли – это не реклама, а «цыганская почта».
Человек должен верить в силу добра и в силу своих возможностей. А у человека они безграничны. Возможно все, стоит только захотеть.
Я на все смотрю с юмором, даже на то, чем занимаюсь. Например, слышал шутку о том, что фен-шуй придумали китайские воры – когда дом поделен на «зоны», найти деньги гораздо легче.
Мой оптимизм – это результат воспитания. И отец, сколько я его помню, и мама всегда учили нас собственным примером никогда не унывать.
В семье кто-то должен быть «водой», а кто-то – «огнем». Иначе «пожары» неизбежны. Но эти роли должны меняться, иначе один из двоих устанет «тушить».
Человек может измениться в одном случае - если сам того захочет. Я знал одного очень удивительного человека, который в прошлом был убийцей. А потом полностью переоценил жизнь.
Я далек от религии, но при этом убежден в том, что жить надо правильно, стараясь самому быть человеком и не обижать других.
Я никогда не украду. Никогда не пройду мимо женщины, нуждающейся в помощи. И еще – я никогда не покину Родину, потому что люблю ее.
А вот подраться я могу, однозначно. Хотя сам далеко не Геракл. Но хамство ненавижу.
«Доска с цитатами» - одна из «фишек» моего магазина. Иногда я пишу там собственные мысли, отражающие настроение, с которым встал утром.
Конечно, я бываю злой, но не на людей. А на, допустим, сломавшийся принтер. Но помню, что любая напасть всегда проходит.
Необычных клиентов у меня бывает много. Помню нашего любимого Джавана Зейналлы – вот ведь простой и добрый человек. Проходил как-то, а у меня джаз всегда играет, так он со своим знаменитым возгласом: «Ты мой родно-ой! Ты джаз слушаешь!» - сделал, что называется, мой день.
Были как-то шведы, один из которых, взяв посмотреть прикольную зажигалку, бьющую током, не преминул передать ее друзьям, чтобы их тоже «шандарахнуло». Меня это позабавило.
Если бы была возможность повернуть жизнь назад, я бы ничего не стал менять в своей.
В отношениях двоих многое зависит от женщины, от ее мудрости. Ведь мужчина – какой бы он ни был на первый взгляд жесткий, - всегда нуждается в доброте и тепле.
Настоящий мужчина – это Муслим Магомаев.
Сегодня женщины могут дать фору мужчинам почти во всем. Они слабее только физически, да и то – спорный вопрос: чтобы вынести в течение 9 месяцев ребенка и родить, нужны колоссальные силы!
Я счастлив: у меня прекрасная и любимая дочь, есть любимая женщина рядом и работа, которой я занимаюсь удовольствием. И есть замечательные друзья. Что еще для счастья надо?
Да, я стараюсь сделать из жизни праздник. Как минимум, из своей. Как максимум – из жизни всех, кто мне дорог.
Текст: Натали Александрова
Фото: Лала Гулиева