Турция на новом этапе: сохранится ли стратегический курс?
В Турции стало известно имя нового главы правительства. Им стал ближайший соратник Реджепа Эрдогана, государственный деятель и дипломат, министр иностранных дел страны с мая 2009 года Ахмет Давутоглу, кандидатура которого была предварительно одобрена однопартийцами.
Сразу же после инаугурации нового президента страны – Р.Т.Эрдогана, А.Давутоглу займет пост премьера.
Август в Турции весьма насыщен важными политическими событиями. Именно они определят дальнейшую судьбу этой страны.
10 августа на первых прямых президентских выборах в Турции победил Реджеп Тайип Эрдоган, уже в первом туре набравший более 52% голосов избирателей.
Его главный соперник - кандидат от оппозиции Экмеледдин Ихсаноглу - получил около 39% голосов. Третий претендент на президентский пост – ставленник прокурдской Народно-демократической партии Салахаддин Демирташ – набрал около 10%.
Главные намерения Эрдогана
По данным наблюдателей от ОБСЕ, выборы, хоть и с недостатками, в целом прошли «свободно, успешно и демократично». Следует отметить и другой важный фактор. Стало известно, что религиозный срез оппозиционной Партии националистического движения (ПНД) отдал предпочтение Эрдогану.
В свою очередь, интеллектуальная и светская часть Народно-республиканской партии (НРП) не приняла единственного кандидата от оппозиции Экмеледдина Ихсаноглу. Эти избиратели вообще не явились на голосование. По приблизительным подсчетам, так поступили 2 млн избирателей, а это - значительная цифра для турецкого электората.
Но это всего лишь первый этап. Известно, что сегодня должность президента в Турции сугубо представительская, и политика ранга Эрдогана удовлетворить она не может. Именно поэтому он будет добиваться изменения Конституции с тем, чтобы Турция из парламентской республики стала республикой президентской.
Об этом избирателям было известно еще задолго до выборов, поскольку Эрдоган своих намерений не скрывал. Но для этого необходимо, чтобы на парламентских выборах 2015 года его партия набрала конституционное большинство и изменила Основной закон страны.
Президентские выборы в Турции вызвали интерес в мире. Значение этого события в плане определения содержания и характера процессов, протекающих во внутриполитической среде, и выбора внешнеполитических принципов неоспоримо. Предстоит определить и роль, которую Анкара будет играть в региональных геополитических процессах. Определение того, какой вклад может внести Турция в решение глобальных противоречий, – вопрос не из простых.
Зарубежные эксперты озвучивают интересные тезисы, дают различные прогнозы.
Особый интерес вызывают внешнеполитические акценты Анкары. Не исключено, что в обозримом будущем, помимо близости с НАТО и ЕС, Эрдоган сделает реверанс в сторону Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) либо близостью с этой организацией будет напоминать о себе Западу.
Вполне вероятно также, что Эрдоган не станет игнорировать и набирающий экономическую и политическую силу БРИКС. Напомним, что и в ШОС, и в БРИКС входят Россия и Китай. Таким образом, Эрдоган может сделать несколько шагов в сторону от политической вестернизации. Тем более что Евросоюз десятилетиями не принимает страну в свои ряды.
Но оснований предполагать, что официальная Анкара отойдет от своих обязательств по НАТО и стратегического курса на вступление в ЕС, сегодня нет.
В борьбе за лидерство в регионе
Определенные сложности может создать ситуация на Ближнем Востоке, которая становится все более противоречивой, и контролировать обстановку в этом регионе все сложнее и сложнее. США постоянно продвигают в регионе свои проекты, и это не всегда ведет к миру и благополучию.
С одной стороны, это отрезвляет некоторые ближневосточные страны, и они пытаются дистанцироваться от американского влияния, но с другой — США не собираются оставлять регион, который считают ареалом своих национальных интересов, в покое.
В этой ситуации Турции, борющейся за лидерство в мусульманском мире, придется непросто.
Что касается ситуации в самой Турции, которая, выбрав президентом Эрдогана, подтвердила приверженность консерватизму и умеренному исламизму, то ее ждут парламентские выборы и баталии за усиление президентской власти. И тут многое будет зависеть от нового премьера, который известен своей способностью балансировать ситуацию и не обострять возникающие проблемы.
Считается, что именно Давутоглу добился широкого признания Эрдогана в мире, а также усиления позиций Турции на Ближнем Востоке и за его пределами.
В рядах ближневосточных игроков
Победа Реджепа Тайипа Эрдогана свидетельствует о поддержке со стороны общества модели развития страны.
Чувствуется, что гармония внутренней и внешней политики, проводимой ПСР, активно защищается устойчивой частью избирателей. Аналитики оценивают этот момент как поражение альтернативных ПСР сил, годами преследовавших цель втянуть страну в раздоры.
При рассмотрении вышеуказанного под другим углом зрения сказанное означает, что Анкара останется верна внешнеполитическому курсу. Дело в том, что Турция фактически вновь подтвердила свою мощь как государство, имеющее свои корни.
Независимо от того, кто находится у власти, Анкара проводит стабильную внешнюю политику. По этой причине не вызывает сомнений то, что в период президентства Эрдогана Азербайджан будет самым близким союзником и партнером Турции.
Об этом свидетельствует и предстоящий первый визит в нашу страну Эрдогана в качестве Президента Турции.
В целом президентские выборы в Турции могут способствовать обновлению геополитической картины на Ближнем Востоке. Ход событий в указанном регионе демонстрирует, что Анкара проводит достаточно сбалансированную и принципиальную политику. Иногда может показаться, что в каких-то ситуациях она остается в стороне от событий, но серьезные аналитики видят Турцию в рядах реальных ближневосточных игроков.
Учитывая то, что новый премьер Ахмет Давутоглу в новом правительстве получит еще большие полномочия, можно прогнозировать, что во внешней политике Анкара будет играть еще более активную роль.
Фикрет Садыхов
политолог